Раздел II: «Конституционное, административное и финансовое право» Россия – очень специфичная страна. В мире вряд ли найдется аналогия такой разносторонней державе, которая, при всех ее недостатках в политической, социально-культурной и экономической сферах, остается достаточно мощной империей, с которой вынуждены считаться другие передовые страны мира. Исторически сложилось, что Россия превозносит своих правителей над народом довольно высоко, наделяя их фактически неограниченной властью. В царские времена монархи обладали абсолютной властью, при этом попытка создать ограниченную конституционную монархию провалилась. Причина тому – радикальные взгляды населения и несогласие царя идти на уступки. После гражданской войны, когда императорский флаг сменился на советский, ситуация мало изменилась. На смену царям пришли вожди (генеральные секретари), якобы избираемые народом, пролетариатом, на самом же деле это были самые влиятельные коммунисты, которые приходили к власти только благодаря наибольшей поддержке внутри партии, а не всего населения. При этом генеральные секретари также обладали фактически неограниченными полномочиями, как и свергнутые ранее цари. После краха советской системы появилась демократия, а вместе с ней институт президентства. Однако народ в России не привык править самостоятельно, ему не нужна власть, он не умеет ей пользоваться, поэтому наделяет своего представителя в лице Президента широчайшими полномочиями, сравнимыми разве что с императорским. В США Президент – глава исполнительной власти, у нас, в России, Президент – глава государства. В Конституции РФ формально признается принцип разделения властей, но фактически нити законодательной, исполнительной и судебной власти сходятся в руках Президента, который возвышается над ними. При этом отсутствует механизм сдержек и противовесов, что дает Президенту фактически неограниченную власть, позволяет править единолично, не принимая во внимание мнение оппозиции. Конституция содержит в себе несколько статей, закрепляющих сверхвластие Президента. Ст. 83 и ст. 85 Конституции РФ устанавливают фактически полное влияние Президента на исполнительную власть в лице Правительства РФ, так как именно Президент назначает председателя Правительства, может сам председательствовать в правительстве или вообще может принять решение о его отставке. Президент также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Благодаря ст. 83 Конституции РФ Президент получает влияние на судебную ветвь власти и прокурорский надзор, так как именно он представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а также кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Согласно пункту в статьи 89 Конституции РФ Президент также вправе осуществлять помилование, что подчеркивает его превосходство над судом. И наконец, статьи 84 и 90 Конституции РФ юридически дают Президенту особое влияние на Государственную Думу РФ, фактически передают верхушку законодательной ветви власти в руки Главы государства, а также наделяют Президента полномочиями законотворчества в виде указов и распоряжений. Таким образом, Президент собирает в себе все три ветви власти, что является признаком сверхвластия и авторитарности президентской системы. Авторитарность и сверхвластие Президента РФ определяется не только его широчайшим спектром полномочий, но и практической невозможностью отрешения его от должности. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, согласно которой клянется защищать Конституцию РФ. Парадокс в том, что фактически все происходит наоборот: Конституция защищает Президента, поскольку порядок отрешения от должности слишком бюрократизирован, что делает Президента практически неуязвимым. Согласно статье 93 Конституции РФ Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Фактически Президент РФ освобождается от уголовной ответственности (включая особо тяжкие преступления), кроме государственной измены и тяжких преступлений. К тому же решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. Таким образом, для отречения Президента необходимо практически единогласное желание всех ветвей власти (законодательной – в лице Государственной Думы и Совета Федерации, исполнительной – в лице специальной комиссии и судебной – в лице Верховного и Конституционного судов РФ) отрешить Президента от занимаемой должности. Если же хотя бы одна из ветвей власти выскажется против отрешения, Президент останется на занимаемой должности. С одной стороны, сверхвластие Президента – огромный минус, так как нет системы сдержек и противовесов, что может привести к деспотии и тирании, проведению реформ, которые пойдут во вред народу и приведут к увеличению напряжения внутри страны, а если смотреть совсем пессимистично – к гражданской войне. С другой стороны, сверхвластие Президента несет в себе огромный плюс, поскольку централизация власти и ее укрепление в одних руках обеспечивает единство и целостность государства. Не будь мощного института Президентства, как объединяющего фактора, субъекты Федерации уже давно вышли бы из состава Российской Федерации и нашей великой державе пришел бы конец. На мой взгляд, именно усиленная власть Президента укрепляет целостность нашего государства, удерживает его от развала и позволяет нам двигаться вперед. Именно великий лидер, вставший на пост Президента РФ, поможет вернуть нашей державе утраченное величие. © Дмитриев Я.Ю., 2012 Дмитриев Я.Ю., студент, научный руководитель: Таможникова Я.А., филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Златоуст Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме