Раздел II: «Конституционное, административное и финансовое право» В 1917 г. на съезде Советов был принят знаменитый «Декрет о земле». Но мало кто знает, что часть данного документа принадлежала не вождю мирового пролетариата, как принято считать, а партии социалистов-революционеров (эсерам). Текст Декрета повторял наказ о земле, выработанный эсерами на базе 242 местных наказов: «Частная собственность на землю отменяется безвозмездно. Все земли передаются в распоряжение местных Советов». Эсеры заявили, что Ленин украл их программу1. В начале XX века для того, чтобы процитировать автора, необходимо было получить от него письменное согласие. После революции авторское право было отменено как пережиток прошлого. В настоящее время права авторства регулируется частью IV ГК РФ. Но до сих пор в данном институте остается неопределенным положение разработчиков законопроектов. Часто бывает так, что даже отсутствуют сведения об авторе, то есть полностью игнорируется его роль в создании закона, а это едва ли оправдано с точки зрения права человека на признание его идеи со стороны общества. Данная проблема возникла в связи с тем, что право законодательной инициативы, согласно с. 104 Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации2, а не гражданам. Вместе с тем в России есть примеры установления права законодательной инициативы граждан в субъектах Федерации. Согласно Закону г. Москвы от 14 декабря 1994 г. «О законодательных актах города Москвы» правом законодательной инициативы обладают жители города, которые реализуют его путем внесения в Московскую городскую Думу петиций с предложениями принятия законодательных актов, отмены или изменения ранее принятых. Институт народной законодательной инициативы не получил в нашей стране широкого распространения; из 83 субъектов Российской Федерации в законодательстве менее 1/3 установлено право граждан вносить в законодательные органы законопроекты. Как представляется, свою ограничительную роль в этом сыграло отсутствие юридического закрепления института народной инициативы в Конституции РФ. Кроме того, не урегулированным остается и сам процесс законотворчества. Фактически он строится на толкованиях Конституционного Суда РФ и регламентах Федерального собрания РФ, принятых как раз на основе указанных толкований. На данный момент отсутствует федеральный закон, который регламентировал бы данную процедуру, хотя существует очевидная потребность в разработке процесса законотворчества. Следует подчеркнуть, что наметились и принципиально новые подходы к урегулированию этих вопросов. Так, в Регламенте Законодательного Собрания Тверской области наряду с традиционными нормами участия инициатора законопроекта в законодательном процессе предусматривается его право на участие в обсуждении законопроекта в первом чтении, на предоставление ему слова по ходу рассмотрения законопроекта во втором чтении. При этом инициатор получает возможность высказать свои замечания, предложения и возражения. Еще более широкие права за инициатором законопроекта закреплены Регламентом Тамбовской областной Думы. Им, в частности, устанавливается обязательное и своевременное вручение инициатору текста законопроекта, подготовленного к рассмотрению в первом чтении, и материалов, к нему прилагаемых, а впоследствии текста законопроекта, доработанного головной комиссией, с таблицами поправок, рекомендованных к отклонению или принятию; урегулированы действия инициатора в процессе обсуждения статей и поправок при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Регламент содержит также указание на необходимость согласования с инициатором законопроекта решения о принятии законодательным органом закона в целом после обсуждения его в первом чтении. Закон принимается, если отсутствуют возражения со стороны главы Администрации области и субъекта законодательной инициативы 3. Признание за гражданином права инициировать создание закона соотносится также с его правом считаться его творцом. Кроме того, многие политические партии заявляют, что они предложили и внесли на рассмотрение какие-либо законы. Однако гражданам убедиться в их правдивости не представляется возможным. Любой удачный закон, вступивший в силу, каждая партия приписывает себе. Проводящиеся ежегодно конкурсы на лучший законопроект (напр., «Моя законотворческая инициатива», «ЗаконоТворец» и др.) аккумулируют в себе огромное количество идей частных лиц, наиболее удачные из которых присваиваются теми политическими силами, которые и организовали данные мероприятия. Сам автор проекта остается не у дел. В связи с этим заслуживает внимания положение, введенное Регламентом Республики Бурятия, согласно которому к вносимому в Народный Хурал законопроекту требуется прилагать сведения как о субъектах законодательной инициативы, внесших законопроект, так и о лицах, участвовавших в его разработке. Сведения о субъектах законодательной инициативы помещаются в правом верхнем углу первой страницы текста законопроекта, а сведения о лицах, готовивших законопроект, – в конце текста. Таким образом, исходя из практического опыта субъектов РФ в решении вышеуказанных проблем, целесообразно было бы давать авторам возможность участвовать в рассмотрении законопроекта, публиковать под вступившими законами всех авторов проекта и их принадлежность к политической партии. Необходимо также разработать федеральный закон, который регулировал бы весь законотворческий процесс до стадии опубликования. Литература: 1. Октябрь1917 г.: переворот, заговор, революция? [Электронный ресурс] / URL: http://coolreferat.com/Октябрь_1917_г_переворот_революция_заговор (дата обращения: 28.02.2012). 2. Конституция Российской Федерации, СПС «КонсультантПлюс», Выпуск 15. 3. Внесение проекта в законодательный орган (право законодательной инициативы, формы его реализации) [Электронный ресурс] / URL: http://best-sledovatel.ru/zakonodatelnyj-process. © Молодкина А.С., 2012 Молодкина А.С., студент, научный руководитель: ст.преподаватель Оплетаев В.С., Шадринский Государственный Педагогический институт, г. Шадринск Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме