Действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2012; далее — АПК РФ) ввел в арбитражный процесс новый процессуальный институт — порядок упрощенного производства.
Дело может быть рассмотрено в таком порядке, если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму. Дела упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня поступления искового заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения. При рассмотрении дела судебное заседание проводится без вызова сторон, судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв, объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме, другие документы. Имеет существенные особенности и порядок обжалования решения, принятого при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ).
В то же время упрощенное производство нельзя назвать абсолютно новым для российского права институтом. Дореволюционному российскому процессу известно деление производств на обыкновенные, сокращенные и чрезвычайные. Сокращенное производство отличалось от обыкновенного более короткими сроками рассмотрения дела и имело место, в частности, при рассмотрении споров по долгам за взятые товары, вещный и личный наем; об исполнении договоров и обязательств и некоторых других дел. Сокращенное производство применялось и по всем торговым делам при их рассмотрении общими судами в отсутствие коммерческих судов. Вопрос о применении сокращенного производства решался судом с учетом мнения сторон и оценки судом сложности конкретного дела. Таким образом, можно говорить об определенной правовой традиции, так как мнение сторон имеет решающее значение и для применения упрощенного порядка рассмотрения дела в современном арбитражном процессе. Дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства только при отсутствии возражений сторон против рассмотрения дела в таком порядке либо возражений ответчика по существу спора.
Почти десятилетний опыт применения института упрощенного производства позволяет сделать определенные выводы относительно его целесообразности. Есть широко известное высказывание дореволюционного юриста И.Е. Энгельмана о том, что «правильный процесс должен ограничиться предоставлением сторонам возможности к удостоверению материального права самыми простыми средствами». Кроме того, для экономической сферы важны и сроки разрешения спорных дел. Неслучайно до преобразования системы арбитражей в государственные арбитражные суды ученые, исследовавшие принципы арбитражного процесса, включали в их число принцип «быстроты и оперативности арбитражного производства». Называют оперативность рассмотрения дела в числе принципов арбитражного процесса и современные исследователи деятельности арбитражных судов. Поэтому введение в арбитражный процесс производства, которое позволяет создать условия для рассмотрения несложных дел в сокращенные сроки и в рамках более простой процедуры, представляется вполне обоснованным.
За время действия АПК РФ 2002 года институт упрощенного производства уже был подвергнут определенной модернизации. В первоначальной редакции АПК РФ было предусмотрено, что решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, в арбитражный суд апелляционной инстанции. В период действия АПК РФ на практике возник вопрос о возможности дальнейшего движения дела. В связи с этим в информационном письме президиума ВАС РФ от 20.01.2005 N 89 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства» (утратило силу в связи с изданием Информационного письма президиума ВАС РФ от 18.10.2012 N 152) последовало разъяснение о том, что решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть не только обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, но также может быть пересмотрено на общих основаниях в суде кассационной инстанции, в надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам.
В действующей редакции АПК РФ наряду с апелляционным обжалованием решения прямо предусмотрена также возможность кассационного обжалования, но при соблюдении определенных условий. Если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, но только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ (см. часть 4 статьи 229 АПК РФ).
Учитывая указанные ограничения, касающиеся обжалования решения по делу, особое значение приобретает положение о праве арбитражного суда рассмотреть дело в порядке упрощенного производства исключительно при отсутствии возражений сторон. Стороны имеют возможность осмыслить возможные риски и влиять на выбор наиболее приемлемой для них судебной процедуры. Именно в этом видится одно из существенных преимуществ данного института для участников арбитражного процесса перед правилами приказного производства, действующими в гражданском процессе.
Ценность внедрения в арбитражный процесс упрощенного производства может быть подтверждена и статистическими данными о работе арбитражных судов в период с 2002 по 2005 годы. Если в 2002 году в указанном порядке рассмотрено 16 139 дел, то в 2003 году количество таких дел составило уже 67272 и по сравнению с предыдущим 2002 годом увеличилось на 51133 дела (316,8%). В 2004 году рассмотрено 175554 дела (увеличение на 108282 дела, или на 160,9%). В следующем 2005 году в порядке упрощенного производства было рассмотрено на 12689 дел, или на 7,2%, больше (всего 188243 дела).
В 2006 году ситуация изменилась и количество рассмотренных в порядке упрощенного производства дел стало ежегодно сокращаться. В 2006 году было рассмотрено 73119 дел, или 6,7% от общего количества рассмотренных арбитражными судами дел, что на 61,2% меньше, чем в 2005 году. По сообщениям председателей арбитражных судов, это связано с сокращением количества дел о взыскании обязательных платежей и санкций, по которым, как правило, применялась процедура упрощенного производства. В 2007 году в порядке упрощенного производства рассмотрено 36485 дел, или 4,0%, в 2008 году — 30139 дел, или 3,1% от общего количества рассмотренных дел. Если в 2009 году в среднем 2% дел было рассмотрено арбитражными судами первой инстанции в порядке упрощенного производства, то в 2010 году — только 8506 дел, или 0,7% от общего количества. Таким образом, за пять лет количество дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, сократилось с 73119 (6,7% от общего количества) до 8506 дел (0,7%), т.е. почти в десять раз (статистика взята с официального сайта http://www.arbitr.ru/). Очевидно, что к периоду 2011-2012 годов институт упрощенного производства стал мало востребован, нуждался в серьезных исследованиях и дальнейшем усовершенствовании.
Причиной сокращения числа дел, рассматриваемых по упрощенной процедуре, называется нежелание арбитражных судов применять эту процедуру в существующем виде. Это связано в первую очередь с наличием у сторон права в любой момент заявить возражения против ее применения, причем заявитель не обязан эти возражения мотивировать, и возможность заявить возражения не ограничена сроком. Кроме того, судьи вынуждены рассмотреть дело в более короткий по сравнению с общим срок. В связи с этим Высшим арбитражным судом Российской Федерации (далее – ВАС РФ) 11.04.2011 внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, направленный на изменение института упрощенного производства.
Данный законопроект лег в основу ныне действующего Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» от 25.06.2012 N 86-ФЗ (далее – ФЗ N 86), который существенно изменил правила рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства. Поправки к АПК РФ вступили в силу 24.09.2012.
Одним из значимых изменений стало то, что некоторые категории дел теперь рассматриваются в порядке упрощенного производства вне зависимости от воли сторон. Еще одно важное новшество — рассмотрение дел без проведения судебного заседания, когда решение выносится только на основании материалов, направленных в суд участниками процесса.
В связи с тем, что такая практика вводится в России впервые, ВАС РФ подготовил разъяснения отдельных положений новых норм АПК РФ (Постановление пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства»; далее – Постановление N 62). Рассмотрим некоторые из них подробнее. Разъяснения в отношении ранее действовавших правил упрощенного производства отменены, как указано выше информационным письмом президиума ВАС РФ от 18.10.2012 N 152.
1. Упрощенный порядок производства может быть применен, если участник процесса был надлежащим образом извещен о нем, а также имел возможность ознакомиться с материалами дела и представить свои возражения
В соответствии с Постановлением N 62 при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства применяются общие правила извещения лиц, участвующих в деле (пункт 14 Постановления). Но поскольку судебное заседание в силу положений части 5 статьи 228 АПК РФ не проводится, арбитражный суд не извещает участвующих в деле лиц о времени и месте совершения отдельного процессуального действия.
В Постановлении определяется два возможных случая, когда лица, участвующие в деле, которое рассматривается в упрощенном порядке, считаются извещенными надлежащим образом ко дню принятия решения. Отметим при этом, что в пункте 14 Постановления определены особенности извещения лиц участвующих в деле, которые применимы только для дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. Суд должен располагать: