Особенности государственной регистрации права собственности на дачный (садовый) дом, индивидуальный гараж, хозяйственные строения или сооружения закреплены в статье 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственную регистрацию права собственности осуществляют органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Зарегистрировать право собственности можно несколькими способами:
- обратиться в территориальный орган Росреестра или филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» (обособленное подразделение, отдел);
- подать документы в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), удостоверившись, что данный МФЦ предоставляет услуги Росреестра;
- отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в территориальный орган Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости.
Для государственной регистрации права собственности в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии необходимо представить следующий пакет документов:
1. Заявление о государственной регистрации права собственности.
2.
Платежный документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию. В соответствии с
пунктом 24 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества взимается госпошлина в размере 200 рублей.
3. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт). Доверенность (нотариально удостоверенная) при обращении представителя.
4. Документ, подтверждающий факт создания объекта и содержащий его описание, — технический паспорт или декларация об объекте недвижимого имущества. Согласно
пункту 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» декларация об объекте недвижимого имущества — это документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимого имущества, для которого не требуется получение разрешения на строительство, и содержащий его описание. Заполняется правообладателем самостоятельно. Бланки декларации можно получить в подразделениях Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При этом за достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, отвечает лицо, ее заполнившее. В одну декларацию могут быть включены сведения только об одном объекте недвижимого имущества. Декларация представляется в двух экземплярах в соответствующее подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения объекта недвижимости. В соответствии с требованиями
статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документ не должен содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений, не должен быть исполнен карандашом.
5. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект (акт о предоставлении земельного участка в пожизненное наследуемое владение или в постоянное бессрочное пользование, акт (свидетельство) о праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования гражданина на земельный участок, иной документ (постановление, распоряжение, решение о предоставлении земельного участка, выписка из похозяйственной книги), устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок). Представление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется, если право собственности на земельный участок зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
6. Кадастровый план земельного участка, на котором расположен объект. Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае:
- если право собственности на земельный участок зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- если указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объедения подтверждает, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
- если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
При регистрации дома на земельном участке, предоставленном для садоводства, дачного строительства, дачного хозяйства юридически оформляется право собственности не на жилой дом, а на жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке.
Все документы представляются в двух экземплярах: подлинник и копия.
Документы, выражающие содержание сделок (например, договор), совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках.
Акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления, а также акты судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав в виде копии не менее чем в двух экземплярах (например, постановление, распоряжение).
Срок государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним — 18 календарных дней.
По вопросам государственной регистрации права собственности можно обратиться в
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Кирилл Калашников
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме