Раздел II: «Конституционное, административное и финансовое право» Конституционная модель разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов отражена в ст. 71–73 Конституции РФ1, а распределение полномочий между ними проведено законодательно. В Конституции РФ выделяются три категории предметов ведения: федеральные, совместные и региональные. Действующее российское законодательство закрепляет возможность осуществления Российской Федерацией как собственных полномочий, так и переданных полномочий с регионального уровня, а также возможность осуществления субъектами Российской Федерации как собственных полномочий, так и переданных полномочий с федерального уровня. В настоящее время Российская Федерация взяла курс на модернизацию существующей системы управления. По словам Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, нужно «стремиться к децентрализации значительной части полномочий, чтобы... руководители регионов обладали необходимой полнотой власти для принятия решений по самым разным вопросам... которые помогут реализовывать основные социально-экономические полномочия, для того чтобы жизнь в регионах была более комфортной»2. Одной из правовых форм передачи полномочий является заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти и региональными органами исполнительной власти. На сегодняшний день нормативные правовые акты не содержат определения понятия «соглашение о передаче полномочий». В недалеком прошлом, однако, существовало его определение, как правовой формы передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ друг другу осуществления части своих полномочий. Впервые соглашение как правовая форма регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов появилось в тексте Федеративного договора от 31 марта 1992 г. В последующем возможность заключения подобного соглашения была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 г. В юридической литературе констатируется тот факт, что в ранее заключаемых соглашениях присутствовала некоторая неопределенность и разрозненность положений. Субъекты Российской Федерации по-разному определяли не только наименование, но и содержание соглашений. Определенную упорядоченность в процесс заключения соглашений внес Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»3. Однако, как показала практика, за определенным исключением, соглашения были направлены не на передачу осуществления части полномочий, а прежде всего на разграничение полномочий, отличное от законодательного, по важным вопросам экономической или социальной сферы4. Конституционно-правовая реальность стала кардинальным образом меняться с принятием Федерального законаот 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5, положившим правовую основу в развитие договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Ст. 26.8 вышеуказанного федерального законарегламентирует условия заключения соглашений: во-первых, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Во-вторых, соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Разумеется, существующий порядок заключения соглашений о передаче полномочий внес определенную упорядоченность в процесс заключения соглашений. Однако, существующая конституционно-правовая реальность в сочетании с последними тенденциями, происходящими в политической сфере ставить перед законодателем и правоприменителем задачу совместной выработки подхода к вопросу заключения соглашений о передаче полномочий. Литература: 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008) // «Российская газета». - 25.12.1993. - № 257. 2. Выступление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на встрече с главами субъектов Российской Федерации 24 июня2011 г.// www.президент.рф. 3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 28.06.1999, № 26, ст. 3176. Утратил силу; 4. Чертков А.Н. «Развитие договорного аспекта федеративных отношений в условиях современной России» // «Конституционное и муниципальное право». – 2007. - № 23. 5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.11.2011, с изм. от 29.02.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005. © Комягина А.С., 2012 Комягина А.С., студент, научный руководитель: д.ю.н., профессор Кочев В.А., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме