В прокуратуре Пермского края состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное организации взаимодействия по противодействию криминализации сферы жилищно-коммунального хозяйства. В совещании приняли участие руководители прокуратуры края, ГУ МВД России по Пермскому краю, СУ СК России по Пермскому краю, УФСБ по Пермскому краю, УФСКН по Пермскому краю, таможни Пермского края. В ходе совещания подведены итоги работы правоохранительных органов по пресечению преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, также обсуждались наиболее злободневные проблемы, возникающие в ходе выявления и расследования преступлений в сфере ЖКХ, были согласованы основные принципы взаимодействия прокуратуры и правоохранительных органов по противодействию нарушениям закона. На протяжении последних лет в Пермском крае отмечена устойчивая тенденция к увеличению как количества выявленных преступлений, связанных с деятельностью организаций коммунального комплекса, нарушением прав и законных интересов граждан, общества и государства, так и количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Так, за 12 месяцев 2011 года подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД России по Пермскому краю выявлено 18 преступлений, связанных с управлением и эксплуатацией жилого и нежилого фонда, по которым возбуждено 13 уголовных дел. С начала 2012 (январь – март) года в Пермском крае возбуждено 8 уголовных дел по преступлениям, связанным с управлением и эксплуатацией жилого и нежилого фонда, что почти на 43% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эти уголовные дела возбуждены по фактам мошенничества и присвоения чужого имущества (денежных средств). Всего в марте 2012 года в производстве следователей следственных подразделений ГУ МВД России по Пермскому краю и СУ СК России по Пермскому краю находилось в общей сложности около 20 уголовных дел, возбужденных по фактам злоупотреблений и хищений в сфере жилищно-коммунального комплекса. В сфере ЖКХ допускаются хищения денежных средств, в т.ч. выделяемых из бюджетов различных уровней, путем оплаты фактически невыполненных работ либо их двойной оплаты, несоответствия объемов и стоимости выполненных работ указанным в контрактах, проектной документации, актах приемки выполненных работ, что сопровождается отсутствием должного контроля за качеством и сроками выполнения подрядными организациями работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. В деятельности управляющих компаний и коммунальных организаций распространены факты хищения и присвоения денежных средств, уплаченных гражданами виде платежей за жилищно-коммунальные услуги, неперечисление их ресурсоснабжающим и обслуживающим организациям, сбор денежных средств с граждан организациями, прекратившими функции управления многоквартирными жилыми домами, или даже не осуществлявших таковые. За совершение противоправных действий, как правило, привлекаются руководители управляющих компаний, председатели и бухгалтеры ТСЖ, а также представители администраций, согласовавшие и подписавшие акты выполненных работ, которые в действительности не производились. Прокурорами в ходе осуществления надзорных полномочий выявляются существенные недостатки в деятельности органов предварительного расследования, относящиеся как к полноте проводимых следственных действий, соблюдению процессуальных сроков, так и к законности принимаемых процессуальных решений. К сожалению, нередко принимаемые процессуальные решения выносятся без проведения всего комплекса необходимых проверочных мероприятий, в связи с чем органы прокуратуры края их отменяют, как незаконные и необоснованные, материалы направляются для проведения дополнительной проверки, уголовные дела – для организации дополнительного расследования. Так, неоднократно отменялись указанные процессуальные решения, принятые правоохранительными органами в Свердловском, Мотовилихинском районах г. Перми, городах Александровске, Краснокамске, Березниках, Гремячинске, Добрянке, Кизеле, Чайковском, Горнозаводском, Еловском, Нытвенском, Чернушинском районах Пермского края. Следует отметить, что работа прокуроров заключается не только в отмене незаконно вынесенных процессуальных решений, но и в координации деятельности поднадзорных органов следствия и дознания, обеспечении единства правоприменительной практики на всей территории субъекта. Как следствие, правоохранительные органы края в целом принимают необходимые меры по пресечению преступных проявлений в сфере жилищно-коммунального комплекса, о чем свидетельствует упомянутое ранее увеличение количества возбужденных уголовных дел. В результате более эффективного использования процессуальных полномочий прокурора и мер реагирования на нарушения закона удалось не допустить снижения количества уголовных дел, направленных в суд для рассмотрения по существу. К примеру, за период с 2010 года по март 2012 года в суды для рассмотрения по существу направлено 7 уголовных дел, из них: в 2010 году – 3, в 2011 – 3, в истекшем периоде 2012 – 1. По результатам рассмотрения уголовных дел, направленных для рассмотрения по существу в 2011 году, судами вынесено 2 обвинительных приговора, которые вступили в законную силу, 1 уголовное дело возвращено в следственный орган для проведения дополнительного расследования. В 2011 году судами рассмотрено 2 уголовных дела, направленных в суд в 2010 году, по уголовным делам также вынесены обвинительные приговоры, вступившие в законную силу. По вынесенным приговорам в пользу государства в качестве возмещения ущерба, причиненного преступлениями, взыскано 996 000 рублей. Так, директор ООО «Управляющая компания «Усть-Качка» Филимонов В.А., используя свое служебное положение, в 2010 году присвоил принадлежащие ООО денежные средства в сумме 780 000 рублей путем незаконного перевода их со счетов организации на личный банковский счет. Приговором Пермского районного суда от 18.01.2012 он был признан виновным в присвоении чужого имущества в крупном размере и осужден к 3 годам лишения свободы условно. Кроме того, по приговору суда с Филимонова в пользу ООО «Управляющая компания «Усть-Качка» взыскана похищенная им сумма. Привлечение виновных лиц к уголовной ответственности, принятие мер по полному возмещению причиненного ими ущерба является важнейшей профилактической мерой снижения преступности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Резюмируя изложенное, хочется в очередной раз подчеркнуть, что надзор за соблюдением законодательства в сфере целевого использования финансовых ресурсов организациями коммунального комплекса, в том числе надзор за расследованием уголовных дел, продолжает оставаться под постоянным контролем прокуратуры края. Александр Дерышов, заместитель прокурора Пермского края Источник: Прокуратура Пермского края Материалы по теме