Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрены существенные изменения правил осуществления госзакупок.
Если Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «
О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) регулировал в основном процедуру размещения государственного и муниципального заказа, то Закон № 44-ФЗ регулирует государственные закупки от этапа их планирования до этапа оценки их эффективности.
При этом почти не изменились способы проведения госзакупок, существовавшие в ранее действовавшем законе.
В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Законом № 44-ФЗ введены новые. Например, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.
Также новеллой Закона № 44-ФЗ является исключение из числа способов определения поставщиков открытого — «молоточного» — аукциона. Открытый аукцион теперь может проводиться только в электронной форме.
Изменились правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков.
Законом № 44-ФЗ установлены особенности исполнения уже заключенных контрактов.
С 01.01.2014 вступили в силу нормы, предусматривающие сроки и порядок заключения контрактов по результатам конкурентных способов закупок, а также с единственным поставщиком.
В частности, уточнены сроки совершения действий заказчика и победителя, направленных на заключение контракта по результатам открытого конкурса. Так, победитель открытого конкурса обязан направить заказчику подписанный проект контракта и обеспечение исполнения контракта в течение десяти календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса — с даты подписания такого протокола (
ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ). Заказчик, в свою очередь, обязан подписать представленный победителем проект контракта в течение десяти календарных дней с даты его получения (
ч. 7 ст. 54 Закона № 44-ФЗ). При этом сохраняются ограничения на общие сроки заключения контракта по результатам открытого конкурса — не менее 10 и не более 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (
ч. 2 ст. 54 Закона № 44-ФЗ).
Закон № 44-ФЗ содержит нормы, которые устанавливают порядок исполнения контракта, перечень оснований для его изменения и расторжения. В рамках правового регулирования процедуры исполнения контракта Закон № 44-ФЗ предусматривает порядок взаимодействия заказчика с поставщиком при приемке товара (работ, услуг), проведении экспертизы, оплате товара (работ, услуг), применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения одной из сторон условий контракта (
ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Также предусматривается перечень оснований и условий для изменения или расторжения контракта (
ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
В связи с тем что согласно новому Закону процедуру осуществления закупки условно можно разделить на несколько этапов: планирование закупки, формирование цены, затем проведение конкурса (аукциона), заключение контракта, исполнение контракта, — усиливается контроль в сфере закупок.
После вступления в силу указанного Закона контроль в сфере закупок будут осуществлять следующие органы (
ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ):
- ФАС России, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, Рособоронзаказ;
- Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
- органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Полномочия указанных органов по проведению контроля разграничены
ч. 3–11 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Однако нормы, определяющие полномочия Казначейства России, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами, вступают в силу только с 01.01.2016. Вследствие этого не представляется возможным определить, какие права и обязанности возникнут у заказчиков и участников закупки в связи с введением данной формы контроля в сфере закупок с 01.01.2014.
Осуществление контроля в сфере закупок органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля повлечет возникновение у заказчиков ряда обязанностей, в частности по предоставлению таким органам информации о соблюдении требований Закона № 44-ФЗ (
п. п. 2-7 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ), а именно:
- о нормировании в сфере закупок;
- об обосновании начальной (максимальной) цены контракта;
- о применении мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контракта;
- об обеспечении соответствия поставленного товара (работы, услуги) условиям контракта, учета и соответствия использования поставленного товара (работы, услуги) целям осуществления закупки.
Необходимо отметить, что многие новые положения
Закона смогут применяться только после утверждения необходимых подзаконных актов, большинство из которых должно будет разработать Правительство РФ. Например, Правительство РФ должно будет принять акты, определяющие порядок функционирования единой информационной системы, порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, порядок обоснования закупок.
Закон будет вступать в силу поэтапно. Большая часть его положений начнет действовать 01.01.2014, однако для отдельных положений предусмотрены более поздние сроки. Окончательно
Закон должен вступить в силу 01.01.2017.
В связи с этим у правоприменителя, возможно, возникнет вопрос: каким законом руководствоваться при исполнении контрактов, заключенных в 2013 году, исполнение которых приходится на 2014 год, либо контрактов, заключенных в 2014 году, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте в 2013 году?
В соответствии со
ст. 112 Закона № 44-ФЗ к отношениям, возникшим до дня вступления в силу
Закона № 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 Закона № 44-ФЗ.
Согласно позиции, изложенной в
письме Минэкономразвития России от 27.12.2013 № 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 № АД/53811/13 «О
позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения законодательства Российской Федерации в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года», размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2014, осуществляется в соответствии с
Законом № 94-ФЗ, в том числе при заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся.
Таким образом, при исполнении контракта в части прав и обязанностей, возникших после дня вступления в силу
Закона №44-ФЗ, необходимо руководствоваться
Законом № 44-ФЗ, если иное не предусмотрено законом.
Вместе с Федеральным законом № 44-ФЗ 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ «
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым изменены нормы
КоАП РФ об ответственности за совершение нарушений при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В связи с возникающими трудностями при привлечении к административной ответственности за нарушения утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», обусловленными изменениями законодательства, Федеральной антимонопольной службой России распространено
, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Первый пермский правовой портал