Для поддержания жизни общества, сохранения его здоровья и для того, чтобы ему лучше жилось, государство обязано поддерживать природные системы на определенном уровне, а также заботиться об экологической безопасности своей страны. Забота об окружающей среде, как одна из главных целей государства, отражена в соответствующих нормативных документах. Разные сферы деятельности общества также регулируются соответствующими документами. Развитие производства, строительство, торговля и прочие сферы деятельности общества прочно связаны с экологической обстановкой. И эта взаимосвязь должна также прослеживаться и в законодательстве. На сегодня экологическая политика государства направлена на развитие экономики общества при условии сохранения хороших условий окружающей среды для каждого отдельного гражданина. Однако в Экологической доктрине – основном документе, определяющем экологическую политику государства, право не рассматривается как одно из направлений государственной политики в области экологии. Поэтому реальное состояние природо-ресурсного и природоохранного законодательства имеет мало общего с теорией его развития в основном по той простой причине, что экономическая выгода оказалась важнее перспектив экологии. Например, земельный кодекс определяет правовой статус земли, которая одновременно является объектом охраны окружающей среды от порчи, деградации, любого разрушающего воздействия. В нём также определено сочетание интересов граждан и общества. Интересы отдельного человека проявляются в общественной деятельности и наоборот общественные интересы через общественно-практическую деятельность становятся личными. В теории государство должно исходить из интересов общества, охраняя права каждой отдельной личности. Если учитывать эту теорию при составлении норм, то при любом пользовании землёй важно учитывать основные её характеристики. Наиболее важными для рационального землепользования являются природные свойства земли, а именно её ограниченность в пространстве, тот факт, что она является основным связующим звеном экосистемы в целом, и при этом может быть испорчена безвозвратно, и некоторые другие факторы. При использовании земли следует учесть и функции, которые она выполняет – либо это сельскохозяйственные угодья, либо место поселения человека, объект недвижимости, либо показатель пределов государственной власти и т.д. При этом земля должна сохранять свои функциональные и природные свойства, когда ею пользуются отдельные граждане. Гражданин использует землю для своих собственных нужд. У объединения граждан для её использования возникает один общий, общественный интерес. Иногда разные общественные интересы в области землепользования могут сталкиваться – например, если одна и та же земля является охраняемой государством как природный памятник, но в то же время на ней можно разрабатывать сельскохозяйственное производство. Урегулировать подобные споры должно государство с помощью соответствующего законодательства. При этом нормы закона не должны противоречить друг другу. В целом, они взаимосвязаны. В настоящее время при определении норм использования земель опираются на принадлежность земель к определённой категории, которые определяются исходя из их природных качественных характеристик и целей использования. Однако не так давно в силу вступил закон «О государственном кадастре недвижимости», в котором не учитываются качественные характеристики земель, их плодородность. Для определения качества земель необходим мониторинг. Но сам мониторинг слабо регулируется в законодательстве, а его результаты вообще не учитываются при территориальном планировании, что лишает это планирование всякого реального смысла. При переводе сельскохозяйственных земель в земли населённого пункта также не учитываются данные мониторинга, а переводят их государственные органы исполнительной власти, несмотря на то, что существуют муниципальные документы, в которых территория может быть распланирована иначе. Всё это никоим образом не способствует сохранению ценных земель. Таким образом в законодательстве появился крен в сторону защиты экономических интересов отдельных групп населения в ущерб интересам сохранения экологической среды для общества в целом. В распоряжении Правительства, где речь идёт о совершенствовании градостроительной деятельности, предложена такая разрушительная для охраны окружающей среды мера, как отмена земельных категорий. Кроме того, деление земель на категории в зависимости от их характеристик сегодня является основой всего природо-ресурсного законодательства, и отмена категоризации повлечёт за собой переделку всего законодательства в целом. В целом, если перевести множество специфических требований по охране окружающей среды из природо-ресурсного кодекса в градостроительный, то и направленность их из природоохранной превратится в имущественную. А это не только повредит экологии в целом, но и нарушит многие общественные и частные интересы. Пока что земельная политика государства направлена не на сохранение природных ресурсов, а на развитие строительства. Но если принимать в расчёт долгосрочную перспективу, то следует формировать в обществе экологическое сознание, которое позволит ввести определённые ограничения и пользоваться законами в целях экологической безопасности общества не только в настоящем, но и в будущем. И начать следует с введения в учебный план средних общеобразовательных учреждений предмета «Основы экологии и охраны окружающей природной среды». Мария Лукашина Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал