Раздел VIII: «Трудовое право и право социального обеспечения» В РФ принята Стратегия развития железнодорожного транспорта1, осуществляемая в ходе проведения реформы железнодорожного транспорта на период до 2030 г. Этот документ направлен на решение следующих задач: формирование доступной и устойчивой транспортной системы как инфраструктурного базиса для обеспечения транспортной целостности, независимости, безопасности и обороноспособности страны, социально-экономического роста и обеспечения условий для реализации потребностей граждан в перевозках; осуществление мобилизационной подготовки на железнодорожном транспорте, выполнение воинских и специальных железнодорожных перевозок, повышение защищенности объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры от воздействия различного рода угроз, в том числе актов диверсионно-террористической деятельности; реализация транзитного потенциала России на базе интеграции железнодорожного транспорта в международные транспортные системы; создание условий для углубления экономической интеграции и повышения мобильности трудовых ресурсов; снижение совокупных транспортных издержек, в том числе за счет повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта; приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами на основе технологического и технического развития железнодорожного транспорта. Столь важные специфические задачи железнодорожного транспорта, принципиально обуславливающие особое значение неукоснительного соблюдения дисциплины труда работниками данной отрасли. Из этого исходит Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ2, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 г. № 6212. Данное Положение необходимо применять с учетом решений Верховного суда РФ от 28.10.2002 г. № ГКПИ 2002-11003 и от 24.05.2002 г. № ГКПИ 2002-3754, которые фактически отменили специальную дисциплинарную ответственность, признав все меры, установленные в Положении, противоречащими трудовому законодательству. Отмена аргументировалась судом не отсутствием необходимости в специальных мерах ответственности, а тем, что они установлены органом, не полномочным устанавливать такие ограничения прав работников. Возможность установления специальной дисциплинарной ответственности для работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, предусмотрена статьями 189 и 330 ТК РФ, но такая ответственность может быть введена лишь положениями или уставами, устанавливаемыми федеральным законом. Интересно, что суд не принял во внимание утверждение Правительства РФ о том, что ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» в ст. 17 содержит отсылку к указанному Положению. На сегодняшний день проблема состоит в принятии нового Положения о дисциплине труда работников железнодорожного транспорта. Государственной думой РФ уже разработан проект федерального закона об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в РФ (далее - проект Закона о дисциплине)5. Им предусмотрено два вида дополнительных дисциплинарных взысканий: отстранение от работы на срок до одного года и увольнение по основаниям, предусмотренным данным законом. Такой вид взыскания как отстранение работника от работы на срок до одного года предполагается применять к работникам железнодорожного транспорта, непосредственно связанным с движением железнодорожного транспорта, за совершение дисциплинарного проступка, в результате которого создавалась угроза крушения или аварии железнодорожного подвижного состава, жизни и здоровью людей. Проект не конкретизирует, за какие именно проступки возможно применение данного вида взыскания. Взамен отстранения от работы работник, согласно законопроекту, может быть переведен с его согласия на другую работу, непосредственно не связанную с движением железнодорожного подвижного состава. В случае отказа работника от такого перевода с ним может быть расторгнут трудовой договор. Рассматривать отстранения от работы как дисциплинарное взыскание, как думается, сомнительно. Ведь ст. 76 ТК РФ предусматривает возможность отстранения работника от работы по основаниям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актам РФ, однако отстранение по смыслу этой статьи не может быть видом дисциплинарного взыскания. В соответствии с ТК работник отстраняется от работы лишь на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его отстранения. Понятна мысль составителей проекта закона – они попытались заменить такую меру дисциплинарного взыскания, как лишение свидетельства на право управления транспортным средством, отстранением от должности, но предлагаемое ими решение вопроса противоречит природе отстранения от работы, которое представляет собой способ предотвращения тех или иных нарушений в сфере трудовых отношений. Использование в двух федеральных законах одного и того термина в разных его пониманиях может повлечь неоднозначное толкование самого понятия отстранения от работы. Проектом Закона о дисциплине также предусмотрено увольнение как вид дисциплинарного взыскания для работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением железнодорожного транспорта. Увольнение предусматривается за совершение конкретных проступков: нарушение порядка вождения железнодорожного подвижного состава, повлекшее за собой его крушение или аварию; нарушение порядка подготовки железнодорожного подвижного состава к отправлению, отправления и приема железнодорожного подвижного состава, производства маневровой работы, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава; отключение проводником пассажирского, почтово-багажного вагона исправно действующей сигнализации контроля нагрева букс, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава и др. Это нововведение законопроекта заключается в том, что если в действующем Положении перечислялись конкретные категории работников, к которым за определенные проступки могло быть применено увольнение, то в проекте Закона о дисциплине предусматриваются конкретные виды нарушений, за которое следует увольнение. Представляется, что с данной новацией надо согласиться. Литература: 1. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс». 2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 25.08.1992. N 621 (ред. от 14.07.2001, с изм. от 07.07.2003)// Собрание актов Президента и Правительства РФ 31.08.1992. № 9. 3. Решение Верховного суда РФ от 28.10.2002 г. № ГКПИ 2002-1100. 4. Решение Верховного суда РФ от 24.05.2002 г. № ГКПИ 2002-375. 5. Проект федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования». - № 402720-4. - 23.05.2007 г. // СПС «КонсультантПлюс». © Свежинцев Д.Ю., 2012 Свежинцев Д.Ю., студент, научный руководитель: д.ю.н, профессор Бугров Л.Ю., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме