Необходимость реформирования сферы оказания государственных услуг возникла уже давно. Вызвано это тем, что органами государственной власти оказываются сотни государственных услуг, однако комплексного правового регулирования данной отрасли до последнего времени не существовало, что, в свою очередь, порождало множество коллизий. А как лучше сказать? Одним из множества проблемных вопросов, существовавших в сфере оказания государственных услуг, стало отсутствие четкого терминологического аппарата: ведь даже главный термин «государственная услуга» в различных отраслях права объясняется по-разному. А единого определения этого термина, закрепленного в законодательных документах, до сих пор так и не нашли. Мыслить противоречиями В 2010 г. был принят федеральный закон, направленный на комплексное регулирование сферы оказания государственных услуг. В этом законе давалось развернутое определение понятию «государственная услуга». Казалось бы, вместе с законодательной регламентацией данного термина все проблемы должны были исчезнуть, однако в правоприменительной практике вновь возникли противоречия. Мало того, что в гражданском, административном, бюджетном и налоговом праве можно выделить 4 различных подхода к определению государственной услуги, так еще и сам термин часто смешивался с понятием «государственная функция». А такие термины, как «публичная услуга» и «социальная услуга», и вовсе остались в законодательстве РФ без внимания. Четкое определение этих терминов – не чисто научный вопрос. Все эти недоработки закономерно вызывают проблемы в правовом регулировании. Например, возникает вопрос обложения налогом на добавленную стоимость основных, финансируемых за счет соответствующего бюджета услуг государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, даже если эти услуги оказываются на безвозмездной основе, в то время как подобные услуги казенных учреждений налогом на добавленную стоимость не облагаются. Практика обогнала теорию Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная научно-практическая проработка существующей терминологии: фактически нормативно-правовое регулирование опередило юридическую мысль. Определение цели оказания государственных услуг должно включить в себя не только реализацию прав или законных интересов физического или юридического лица, но и обеспечение исполнения ими обязанностей. Вызвано это тем, что зачастую граждане обращаются в государственные органы не ради получения личной выгоды, а в связи с необходимостью исполнения возложенных на них обязанностей. Например, лицензия не представляет интереса для гражданина как таковая, но он вынужден обратиться за ней, так как в противном случае не сможет осуществлять лицензируемый вид деятельности. Точность – требование смысла Исходя из анализа юридической литературы и нормативно-правовых актов, регламентирующих государственные услуги, можно сформулировать следующее теоретическое определение рассматриваемого термина. Государственная услуга – это законодательно установленная, правомерная деятельность, т.е. ряд целесообразных, совершаемых в определенной последовательности действий уполномоченных государственных органов и иных имеющих соответствующие полномочия организаций, направленных на реализацию прав или законных интересов физического или юридического лица, их инициировавшего, а также на обеспечение исполнения его обязанностей. Данное определение позволит раскрыть сущность государственных услуг и может стать основой для дальнейшего совершенствования системы правого регулирования. Анна Короткина Первый пермский правовой портал