Реализация социальной политики по поддержке отдельных категорий населения включает в себя ряд направлений, в том числе и обеспечение льготного проезда на общественном транспорте. Одним из механизмов реализации данного направления социальной помощи населению является возмещение из средств бюджетов тех объемов доходов, которые перевозчики недополучили в связи с перевозкой данной категории пассажиров. Основываясь на нормах бюджетного законодательства, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих полномочия органов местного самоуправления по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях улучшения транспортного обслуживания населения, администрацией Александровского муниципального района издано Постановление от 04.04.2012 N 368 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий перевозчикам, обслуживающим социально значимые районные автобусные маршруты, в целях возмещения недополученных доходов». Положением установлено, что перечень социально значимых районных автобусных маршрутов ежегодно устанавливается постановлением администрации Александровского муниципального района. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета района. Размеры субсидий при этом определяются на основании соглашения о предоставлении субсидий перевозчикам, обслуживающим социально значимые районные автобусные маршруты, исходя из пределов утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете Александровского муниципального района на текущий финансовый год. Главным распорядителем средств бюджета по предоставлению субсидий организациям является администрация Александровского муниципального района. Согласно Положению недополученными доходами являются экономически обоснованные убытки, полученные перевозчиком при обслуживании социально значимых районных автобусных маршрутов, определяемые с учетом фактически перевезенных пассажиров по тарифу, утвержденному администрацией. При этом отмечено, что организации, которые заключили соглашение на предоставление субсидий, обязаны вести раздельный учет расходов на обслуживание населения на указанных автобусных маршрутах по каждому маршруту. Формы расчета субсидий приведены в Методике расчета субсидий из бюджета Александровского муниципального района перевозчикам, обслуживающим социально значимые районные автобусные маршруты (далее – Методика), прилагаемой к Положению. Критерии отбора организаций для предоставления субсидий Право на получение субсидий имеют организации, которые одновременно соответствуют следующим требованиям: а) имеют лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом; б) осуществляют регулярные перевозки по социально значимым районным автобусным маршрутам; в) имеют недополученные доходы, определенные в соответствии с Методикой; г) имеют автобусный парк общего пользования, предназначенный для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8, соответствующий требованиям Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами»; д) выполняют установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов; е) содержат автобусы в технически исправном состоянии, обеспечивающем предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии. Для получения субсидии организациям необходимо представить ряд документов: заявку на получение субсидии из местного бюджета, заверенную копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенную копию устава организации, расчеты недополученных доходов на очередной финансовый год, выполненные в соответствии с прилагаемой Методикой. Отбор организаций – получателей субсидий осуществляется отделом коммунального хозяйства, архитектуры и строительства администрации района (далее – Отдел) на основании предоставленных документов в течение 20 календарных дней. По результатам рассмотрения представленных документов издается соответствующее постановление, и в адрес перевозчика направляется уведомление о результатах отбора. С организациями, прошедшими отбор, впоследствии заключается соглашение о предоставлении субсидий на текущий финансовый год. Форма типового соглашения также приводится в рассматриваемом Положении. Необходимо отметить, что основаниями для отказа в предоставлении субсидий является несоответствие организации вышеуказанным требованиям, а также превышение размера субсидии утвержденных лимитов бюджетных средств. Предоставление субсидий Перевозчики, прошедшие отбор, для получения субсидий ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в администрацию: заявление о перечислении субсидии; расчеты недополученных доходов за отчетный период, выполненные в соответствии с Методикой; фактические калькуляции затрат на регулярные перевозки по социально значимым районным автобусным маршрутам за отчетный период и справку о фактическом пассажирообороте за отчетный период. Отдел в течение 3 рабочих дней после предоставления организациями указанных документов производит проверку достоверности предоставленных расчетов, по результатам которой готовит проект распоряжения администрации о выделении субсидий. На основании вынесенного распоряжения отдел по бухгалтерскому учету и контролю администрации района на основании платежных документов, полученных от перевозчика, перечисляет суммы субсидий с лицевого счета администрации на расчетные счета организаций в пределах доведенных до администрации лимитов бюджетных обязательств. Возврат субсидий В случае нецелевого использования средств, при выявлении факта предоставления недостоверных сведений для получения субсидий, а также при уменьшении по итогам года суммы недополученных доходов (в случае их отсутствия в периоде, следующем за отчетным) субсидии подлежат возврату в бюджет в течение 10 календарных дней с момента получения требования о возврате субсидий, выставленного администрацией. При отказе от добровольного возврата субсидий в установленный срок администрация готовит и направляет в суд исковые заявления о взыскании необоснованно полученных сумм субсидий. Нецелевое использование денежных средств влечет применение мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством. Контроль за целевым использованием денежных средств возлагается на администрацию. Постановление администрации Александровского муниципального района от 04.04.2012 N 368 вступает в силу с момента опубликования в газете «Боевой путь» и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года (опубликовано в газете «Боевой путь», N 14, 05.04.2012). С текстами нормативных актов, упоминаемых в статье, можно ознакомиться в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» в разделе «Законодательство». Системы «КонсультантПлюс» установлены для свободного доступа граждан во всех городских и районных библиотеках Пермского края. Екатерина Лядова, юрист 1-й категории проекта КонсультантПлюс: Органы Местного Самоуправления компании «ТелекомПлюс» Источник: журнал «КонсультантПермь», май-июнь 2012 г., N 5-6 (167-168) Материалы по теме