Раздел I: «Теория и история государства и права» 1. Под сводом законов (законодательства) обычно понимается систематическое собрание законодательных норм по всем отраслям права внутри системы права. Систематизация правовых норм обладает в данном случае всеобщим (генеральным) характером. В юридической науке различно трактуется вид систематизации при разработке сводов законов. Согласно одной точке зрения свод законов есть результат официальной предметной инкорпорации1. Другая точка зрения разграничивает термины «собрания» и «своды» действующего законодательства2. При этом утверждается, что для собраний законодательства характерна инкорпорация (собрания объединяют правовые акты без внесения в них каких-либо изменений), в то время как своды законов позволяют проводить кодификацию, то есть издание законодательных актов в переработанном, объединенном и тематически упорядоченном виде. Вторая точка зрения отмечает качественное различие между кодификацией и инкорпорацией. Если в результате кодификации создается новый правовой акт взамен ранее существовавших, то инкорпорация не предполагает правотворчества. Однако в условиях современной правовой действительности, в частности, если характеризовать систематизацию федерального законодательства Соединенных Штатов Америки, указанный подход (жесткое разграничение на «собрания» и «своды» законов) оказывается также не достаточным. Сложность механизмов формирования сводов законов в настоящее время требует более детального изучения рассматриваемого вопроса. 2. В настоящее время, когда большинство исследователей отмечает тенденцию сближения правовых систем романо-германского и англосаксонского права3, можно обратиться к современному зарубежному опыту создания сводов законодательства в странах «общего права». Прежде всего, заслуживает внимания систематизация федеральных законов в США – Кодекс (Свод законов) Соединенных Штатов (UnitedStatesCode, U.S.C.). Оценивая вид систематизации правовых норм в рамках U.S.C., обычно ссылаются на точку зрения российских ученых С.В. Боботова, К.Ф. Гуценко об отсутствии в данном случае кодификации в привычном смысле слова4. Объединение правовых норм в U.S.C. при этом рассматривается как консолидация или компиляция без переработки содержания. Вместе с тем в соответствии с документом Палаты представителей Конгресса США «HowOurLawsAreMade»5 U.S.C. содержит консолидацию и кодификацию законов общего и постоянного действия. Согласно разъяснениям службы по вопросам пересмотра законодательства, созданной при Палате представителей Конгресса США (Office of the Law Revision Counsel), в состав U.S.C. входит часть законов, принятых непосредственно в виде составных частей, разделов (titles) U.S.C., и часть законов, включенных в U.S.C. посредством распределения их правовых норм по различным разделам свода без издания новых законодательных актов6. В указанном документе службы по вопросам пересмотра законодательства отмечается, что та часть законов, которые приняты в виде составных частей U.S.C., характеризуется переработкой законодательных положений путем изменения формулировок, исключения из текста устаревших предписаний, изменения структуры законодательного материала, разбивки и перестроения фрагментов, продуманной перегруппировки правовых предписаний, устранения технических ошибок. Формально такая обработка текста, правовых норм содержит в себе признаки кодификации. Остальная часть законов в U.S.C. систематизирована менее совершенными способами. 3. В заключение можно сказать, что в современных условиях издание генеральных сводов законов, таких как U.S.C., предполагает, вероятнее всего, соединение элементов различных видов систематизации законодательства в данном процессе. Понимание механизма этого процесса важно для решения вопроса о целесообразности создания сводов законов. Проблема указанной целесообразности имеет, кроме теоретического, и практическое значение: отмена устаревших правовых норм, унификация в терминологии различных законодательных актов, удобство поиска правовой информации, с одной стороны, и существенные затраты ресурсов на систематизацию законов в таком виде – с другой стороны. Данный вопрос требует отдельного исследования. Литература: 1. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. С. 423. 2. Юртаева Е.А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт // Российская юстиция. 2010. № 4. С. 11–13. 3. См., например: Клочкова Ю.А. Конвергенционные правовые системы как результат современной глобализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 4. С. 6–10. 4. Цит. по: Богдановская И.Ю. Особенность систематизации в странах общего права // Право и политика. 2007. № 7. С. 48–51; Система источников современного американского права (теоретический и сравнительно-правовой аспекты): Дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 105, 106, 109. 5. John V. Sullivan. How Our Laws Are Made. Washington: U.S. Government Printing Office, 2007. P. 54 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CDOC-110hdoc49/pdf/CDOC-110hdoc49.pdf (дата обращения 05.03.2012). 6. Positive Law Codification in the United States Code [Электронный ресурс]. URL: http://uscode.house.gov/codification/Positive Law Codification.pdf (дата обращения 05.03.2012). ©2012, Ваньков А.В. Ваньков А.В., соискатель кафедры теории и истории государства и права, научный руководитель: д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ Реутов В.П., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Материалы по теме ИСТОЧНИК// Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года)