Вновь сформированный краевой кабинет министров всерьез озадачился положением с обманутыми дольщиками, запустив новый механизм решения проблем долевого строительства.
Минувшим летом вступило в силу Постановление Правительства Пермского края № 601-П от 02.08.2012 «О мерах по завершению строительства многоквартирных жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений».
В качестве мер по завершению строительства многоквартирных жилых домов, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений, документ называет:
- выкуп прав требований у граждан, инвестировавших средства в строительство;
- выдачу ипотечных кредитов гражданам;
- содействие в передаче на договорной основе прав на земельный участок от застройщика третьему лицу, принявшему на себя обязательства по завершению строительства многоквартирных жилых домов.
Документ определяет содержание таких понятий, как «многоквартирные жилые дома на территории Пермского края, по которым застройщик привлекал денежные средства, но на дату принятия настоящего Постановления не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений» и «граждане, инвестировавшие средства в строительство многоквартирных жилых домов, по которым застройщик на дату принятия настоящего Постановления не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений».
Обозначенные понятия в целом соответствуют категориям «проблемный жилой объект» и «обманутый дольщик», используемым в рекомендациях рабочей группы при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по защите прав граждан – участников долевого строительства в части определения содержания понятий «проблемный жилой объект» и «обманутый дольщик».
Критерии отнесения жилых объектов к так называемым проблемным жилым объектам (по тексту) – «многоквартирные жилые дома на территории Пермского края, по которым застройщик привлекал денежные средства, но на дату принятия настоящего Постановления не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений») определены в подпунктах 2.1.1-2.1.5 указанного постановления Правительства Пермского края.
В таким объектам отнесены:
- жилой дом, строительство которого только предполагалось либо уже осуществилось на основании любых правоустанавливающих документов, изданных или выданных уполномоченными органами, в том числе впоследствии отмененных или расторгнутых;
- недостроенный жилой дом, строительство которого не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или остановлено на срок более шести месяцев;
- недостроенный жилой дом, срок сдачи которого в эксплуатацию задерживается более чем на 12 месяцев;
- недостроенный жилой дом, застройщик которого находится в процедуре банкротства или ликвидирован в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- достроенный жилой дом, в том числе заселенный, который не введен в эксплуатацию.
Содержащиеся в указанном постановлении Правительства Пермского края критерии отнесения жилых объектов практически полностью соответствуют аналогичным положениям рекомендаций рабочей группы, лишь за тем исключением, что в тексте указанного постановления Правительства Пермского края вместо категории «многоквартирный жилой дом» используется более широкая категория «жилой дом», хотя по по факту имеются в виду многоквартирные жилые дома.
Наряду с этим в указанном постановлении Правительства Пермского края в сравнении с рекомендациями рабочей группы ограничивается содержание понятия «проблемный жилой объект». В отличие от рекомендаций рабочей группы указанное постановление Правительства Пермского края не включает в перечень проблемных жилых объектов такую категорию, как недостроенный многоквартирный дом, на котором зафиксированы продажи одной и той же жилой площади нескольким гражданам (так называемые двойные продажи).
Критерии отнесения граждан к так называемым обманутым дольщикам (буквально – «граждане, инвестировавшие средства в строительство многоквартирных жилых домов, по которым застройщик на дату принятия настоящего Постановления не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений») определены в указанном постановлении Правительства Пермского края.
К таким лицам отнесены:
- во-первых, граждане, инвестировавшие денежные средства в строительство многоквартирного дома с целью приобретения жилого помещения, добросовестно выполнившие или выполняющие свои обязательства согласно заключенному договору, не противоречащему законодательству Российской Федерации и по которому застройщик (или иные юридические лица, привлеченные застройщиком к инвестированию строительства) не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилого помещения. Критерии отнесения указанной категории граждан к так называемым обманутым дольщикам текстуально соответствуют аналогичной категории обманутых дольщиков в рекомендациях рабочей группы, однако не содержат указания на такую цель заключения договора, как дальнейшее проживание;
- во-вторых, граждане, проживающие в многоквартирном доме, но не имеющие возможности зарегистрировать право собственности на жилое помещение по причине того, что многоквартирный дом не введен в эксплуатацию. Критерии отнесения указанной категории граждан к так называемым обманутым дольщикам буквально соответствуют аналогичной категории обманутых дольщиков в рекомендациях рабочей группы.
Вместе с тем в указанном постановлении Правительства Пермского края в сравнении с рекомендациями рабочей группы также ограничивается содержание понятия «обманутые дольщики». В отличие от рекомендаций рабочей группы в указанном постановлении Правительства Пермского края в перечне обманутых дольщиков нет указания на критерии определения содержания категории «обманутый дольщик»:
- гражданин, инвестировавший денежные средства не более чем в одно жилое помещение;
- гражданин, инвестировавший денежные средства более чем в одну квартиру, если он подтвердит, что данные жилые помещения приобретены с целью проживания его и членов его семьи;
- гражданин, пострадавший от мошеннических действий застройщика и аффилированных с ним лиц, то есть от неоднократной продажи одного и того же жилого помещения нескольким физическим лицам (т.н. пострадавший от двойных продаж).
Георгий Адам, студент 4-го курса, зам. председателя СНО ЮФ по академической работе ПГНИУ
Источник: газета «Легальное чтиво»
Материалы по теме