В новостной ленте Первого пермского правового портала мы уже сообщали, что одним из важных проектов Ассоциации юристов России является общественная аккредитация правовых вузов. Как сообщили на сайте АЮР, в Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялся учебно-практический семинар на тему «Общественная аккредитация образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров», где представители ведущих юридических вузов страны обсуждали процедуру общественной аккредитации. Там же поднимались вопросы соотношения государственной и общественной аккредитаций. Рассматривались показатели оценки качества обучения в вузах и их критерии. Следует напомнить, что к марту 2011 года Ассоциация юристов уже аккредитовала пять правовых вузов: МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва), МГЮА им. О.Е. Кутафина (г. Москва), СПбГУ (г. Санкт-Петербург), УрГЮА (г. Екатеринбург), СГАП (г. Саратов). Тогда же Сергей Степашин, говоря об аккредитации юридических вузов, заявил о том, что каждый российский вуз, готовящий юристов, должен пройти аккредитацию. Причем, отметил он, процедура будет проходить в двух случаях: по заявлению самого вуза или по чьей-либо жалобе. На майском семинаре ректор МГЮА Виктор Блажеев и председатель правления Ассоциации юристов России Игорь Манылов отметили, что идея аккредитации активно поддерживается юристами, поскольку «вопрос качества юридического образования находится на острие». По сути назрел момент, когда количество юристов в стране должно перерасти в качество. Инициатива АЮР была по достоинству отмечена специалистами и руководителями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Так, сообщает сайт АЮР, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Круглов отметил, что «Министерство юстиции РФ определило Ассоциацию юристов России как основной орган управления данным процессом (аккредитацией. – Прим. ред.)», – и далее:«Профессиональная общественная аккредитация должна быть более качественной, чем государственная, а через 2-3 года после ее апробирования общественная аккредитация может уже определять результаты государственной аккредитации». Вызов брошен Председатель правления Ассоциации юристов России Игорь Манылов в своем выступлении отметил: «Важность этого проекта в том, что вызов брошен самой системе образования в России. Вопрос не только в количестве юристов в стране, но прежде всего в качестве юридического образования», – отметил он. Между Ассоциацией юристов России и Росообрнадзором в декабре 2010 года было подписано соглашение о сотрудничестве. На данный момент Ассоциацией юридического образования ведется работа по разработке критериев и показателей общественной аккредитации. К маю 2011 года общественную аккредитацию уже прошли двадцать юридических вузов, около пятидесяти стоят на очереди. Работа их оценивается по качеству образовательного процесса. Проект, которые был предложен Ассоциацией юристов России, направлен на повышение качества подготовки специалистов на юридических факультетах силами профессионального сообщества. Эта инициатива была поддержана президентом. В 2009 году был подписан особый Указ Президента РФ от 26.05.2009 N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Аккредитация финансируется не государством, а участниками проекта и спонсорами. Организаторы – АЮР, Ассоциация юридического образования (АЮРО) и Учебно-методическое объединение по юридическому образованию вузов РФ (УМО). Одним из итогов проекта станет создание рейтинга юридических факультетов России. Экспертиза вузов будет проводиться комиссиями из Москвы и регионов. Уже существует и опубликован на сайте АЮР базовый список экспертов. Из Пермского регионального отделения ассоциации в него входят Сергей Владимирович Маркелов – заместитель начальника Пермского института ФСИН России по научной работе, кандидат юридических наук, и Любовь Витальевна Боровых – заместитель декана юридического факультета Пермского государственного университета, заведующий кафедрой уголовного права и прокурорского надзора, кандидат юридических наук, доцент. То есть в каждом региональном отделении АЮР появилась рабочая группа. Решение о том, прошел вуз аккредитацию или нет, будет приниматься экспертной комиссией и утверждаться «в центре». К аккредитации спецвузов (академии ФСБ и МВД) будут привлекаться специалисты с соответствующим опытом и допусками. Аттестовывать вузы будут по списку критериев, который публикуется ниже. Показатели и критерии общественной аккредитации (по материалам приложения к Положению об общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров)
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ | Объекты ЭКСПЕРТИЗЫ |
I. Качество ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | |
Наличие нормативного обеспечения реализации образовательных программ по юриспруденции | Документы правового статуса вуза и права реализации образовательных программ по юриспруденции |
Соответствие организационной структуры вуза (факультета) реализуемым образовательным программам по юриспруденции | Структурные подразделения вуза (факультета), обеспечивающие образовательную, научную и консалтинговую деятельность |
Соответствие учебных планов реализуемым образовательным программам по юриспруденции | Учебные планы по всем формам и видам обучения, уровням образования |
Соответствие рабочих учебных программ содержанию учебных планов | Рабочие учебные программы по дисциплинам |
Качество организации учебного процесса в вузе (на факультете). | Расписания учебных занятий (соответствие расписания учебным планам и их реализация); практики (качество их организации и проведения), аттестация (промежуточная, текущая, итоговая: их организация и качество проведения) |
Уровень методической обеспеченности реализуемых образовательных программ по юриспруденции | Методические рекомендации по дисциплинам и циклам дисциплин, учебно-методические комплексы, методические рекомендации по написанию письменных работ, прохождению практики, другие материалы, способствующие организации образовательной деятельности обучающихся |
Соответствие организации учебного процесса профессиональным требованиям и условиям будущей профессиональной деятельности выпускников | Содержание программ учебных дисциплин и практик, в том числе их профессиональная направленность в соответствии с заявленной траекторией подготовки специалистов по образовательным программам; итоги аттестаций обучающихся и отзывы работодателей о выпускниках вуза |
Участие вуза в оказании бесплатной юридической помощи населению | Студенческие правовые консультации (юридические клиники): их наличие и эффективность. Взаимодействие с общественными приемными АЮР и пунктами оказания бесплатной юридической помощи |
Качество организации оценки знаний обучающихся при реализации образовательных программ по юриспруденции | Документы и материалы аттестаций студентов и других обучающихся, организация учета успеваемости обучающихся |
Мнение сотрудников и преподавателей об уровне организации образовательного процесса в вузе | Данные анонимных опросов |
Мнение обучающихся и выпускников о качестве образовательного процесса | Данные анонимных опросов |
Мнение работодателей о качестве подготовки юристов в вузе | Данные анонимных опросов и иные материалы |
Уровень международного сотрудничества в образовательном процессе | Организация международного сотрудничества. Документы и иные материалы |
Качество воспитательной работы, направленной на осознание студентами социальной значимости своей будущей профессии, формирование у них уважительного отношения к праву и закону, а также нетерпимости к коррупционному поведению | Воспитательная работа в вузе (на факультете): ее организация и участники. Документы о внеучебной активности обучающихся |
II. КАДРОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ | |
Соответствие профессиональной компетенции профессорско-преподавательского состава преподаваемым юридическим дисциплинам | Документы и материалы о научной, профессиональной и педагогической квалификации, а также соответствующей практической деятельности (в том числе консалтинговой) |
Соответствие количества преподавателей количеству преподаваемых дисциплин | Расписание занятий, сведения о кадровом обеспечении учебных дисциплин |
Доля штатных преподавателей, в том числе остепененных, занятых в учебном процессе | Расписание занятий, сведения о кадровом обеспечении учебных дисциплин |
Соответствие структуры и количества учебно-вспомогательного и иного обслуживающего персонала реализуемым образовательным программам по юриспруденции | Сведения об учебно-вспомогательном и обслуживающем персонале |
III. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Наличие аспирантуры | Научные специальности, по которым открыта подготовка |
Наличие докторантуры | Научные специальности, по которым открыта подготовка |
Уровень научной школы | Научные школы, направления научных исследований преподавателей вуза, количество подготовленных докторов наук учеными вуза (их фамилии) |
Наличие диссертационных советов | Диссертационные советы, их состав и номенклатура научных специальностей |
Количество собственных научных изданий | Научные издания, их тираж и периодичность издания, если имеются |
Уровень научно-исследовательской работы | Темы и количество НИР, источники финансирования, отчеты по НИР |
Эффективность аспирантуры (докторантуры) | Количество успешно защитивших диссертации по отношению к общему количеству принятых в аспирантуру (докторантуру) |
Соответствие диссертационных исследований основным задачам вуза и преподаваемым дисциплинам | Темы диссертационных исследований и направления научных исследований в вузе |
Качество учебной и научной юридической литературы, авторами которой являются преподаватели вуза | Научная и учебная литература, электронные издания, рецензии и рекомендации на работы, индексы цитирования. Документы и иные материалы |
Количество студенческих достижений в научно-образовательной деятельности | Документы и иные материалы |
IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ | |
Соответствие количества помещений для проведения всех видов занятий контингенту обучающихся | Аудитории и специализированные учебные помещения, расписания учебных занятий, учебные планы |
Уровень состояния и технической оснащенности аудиторий | Аудитории и специализированные учебные помещения |
Достаточность инфраструктуры, обеспечивающей реализацию образовательных программ по юриспруденции (столовая, медицинский пункт, спортивные сооружения, общежития, условия для культурно-досуговой деятельности) | Объекты и помещения, приспособленные для питания обучающихся, предоставления медицинских услуг, занятия обучающимися физкультурой и спортом, проведения досуга, повышения культурного уровня обучающихся и их проживания |
V. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ | |
Уровень библиотечного обслуживания при реализации образовательных программ по юриспруденции (собственная библиотека, структура фондов, доля научной литературы, периодические издания, техническая оснащенность библиотечного обслуживания) | Библиотека, читальные залы вуза (факультета) |
Соответствие имеющейся в фондах литературы перечням литературы, предлагаемой для изучения студентам | Библиотека, читальные залы вуза (факультета) |
Доступность к внешним информационным ресурсам | Интернет, электронные библиотеки, иные информационные ресурсы, базы данных нормативно-правовых актов, информационно-правовые базы данных отечественных и зарубежных источников |
Уровень использования в образовательном процессе электронных информационных источников | Учебно-методическая документация и иные документы |
Качество сайта вуза (факультета) и своевременность его обновления | Сайт вуза (факультета) |
VI. УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ | |
Уровень материального обеспечения ППС (средняя заработная плата ППС и иное их материальное содержание, доля в общих расходах вузов (факультетов) на реализацию образовательных программ) | |
Уровень материального обеспечения УВП (средняя заработная плата УВП и иное их материальное содержание) | |
Уровень материального обеспечения обучающихся | Источники материального обеспечения обучающихся |
Финансовое обеспечение условий реализации образовательного процесса и научной деятельности (объем и структура расходов на реализацию образовательных программ по юриспруденции) |