Как записано в конституции РФ, охрана окружающей среды — это дело каждого. А чтобы это дело было выполнимым, государство и муниципалитеты должны действовать по одним и тем же законам. В законе муниципальные образования разделены по разным типам. В полномочия местных властей входят различные способы защиты окружающей среды от бытового мусора — от вывоза мусора до переработки промышленных отходов. А городские районы проводят экологические мероприятия совместно. Однако все указанные различия в законе не говорят о том, что населённые пункты с разным количеством жителей сильно различаются и в плане экологии. Но не только по количеству отходов, загазованности, а и по количеству работников-экологов, которых может предоставить город или село, и по количеству денежных средств. Чем меньше населённый пункт, тем меньше ресурсов на охрану окружающей среды он может выделить. Законодательством не прописаны конкретные мероприятия по охране окружающей среды, поэтому городские власти с одной стороны свободны в их выборе, а с другой — не подкреплены законом при их проведении. Методически поддерживать организацию охраны окружающей среды не обязаны ни Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ни органы государственной власти субъектов РФ. Поэтому крупным городам не хватает полномочий для экологической деятельсности, а маленькие деревни наоборот не могут справиться с предоставленными им возможностями. В такой ситуации главным недостатком законодательства является полное единообразие полномочий и отсутствие гибкости, тогда как все населённые пункты сильно различаются и финансово, и по экологической обстановке, и по величине населения и тем более по территориальному расположению. Посмотрим, например, какая печальная история произошла с экологическим контролем за объектами хозяйственной деятельности. Сначала полномочиями его осуществления были наделены все без исключения муниципальные образования. Однако у самых мелких и финансово необеспеченных не нашлось ресурсов для их осуществления. В результате этот пункт вообще исчез из всех законодательных документов. Теперь городские власти должны обращаться в высшие инстанции с просьбой, о наделении их полномочиями экологического контроля за тем, что не подлежит контролю федеральных властей. Процедура наделения такими полномочиями в законе прописана, и экологический контроль на местном уровне в перспективе весьма полезная вещь для охраны окружающей среды. Но пока такие полномочия для местных властей законодательно утверждены только в трёх областях РФ. А ведь именно местным властям сподручнее контролировать экологическую обстановку в собственном регионе. К тому же, упразднение экологического контроля противоречит и развитию самоуправления на местах и ставит под сомнение соответствие существующего природоохранного законодательства Конституции. Часто муниципальный экологический контроль пересекается с земельным и лесным, который может даже входить в состав экологического. Охрана и использование лесов представляет собой отдельную проблему, поскольку местные власти выполняют роль собственника по отношению к местным лесам. И все мероприятия по охране и использованию проводятся на средства муниципалитетов, а их явно недостаточно для качественного хозяйствования. При этом города фактически не являются собственниками, и как городу стать собственником леса, который находиться на территории города, в законе не определено. А в Лесном кодексе для муниципальных властей указано множество полномочий, на деле не соответствующих Федеральному закону о местном самоуправлении. Если рассмотреть реализацию охраны окружающей среды на практике, то можно увидеть, что все местные власти самостоятельно определяют, какие экологические мероприятия следует проводить. При этом власти исходят только их собственного понимания природоохранного законодательства и экологической ситуации, учитывая только собственные ресурсы. Но такой подход может привести к нарушению прав граждан и природопользователей. Есть возможность сделать действия городов по охране окружающей среды более эффективными с учётом различий местных ситуаций в целом. Природоохранные мероприятия следует определить на федеральном и регионально уровне. Необходимо разработать законодательный механизм, позволяющий местным властям получить дополнительные полномочия по охране окружающей среды. Имеется минимальный набор полномочий для всех городов. Если какой-то населённый пункт хочет получить дополнительные средства контроля или наблюдения за экологической ситуацией, но он должен обратиться к субъекту РФ и доказать, что имеет возможности и средства использовать эти полномочия. После рассмотрения субъект РФ разрешает муниципалитету дополнительные меры по охране окружающей среды, которые будут исполняться за счёт средств местного бюджета. Если муниципалитет не сможет исполнять свои полномочия, то субъект РФ сможет просто отменить своё решение. Однако чтобы реализовать подобные меры необходимо внести изменения не только в природоохранное законодательство, но и в законодательство о местном самоуправлении. Тем не менее именно такой способ наделения полномочиями позволяет не взваливать непосильную ношу на все подряд муниципальные образования. В то же время природоохранную деятельсность смогут усилить те населённые пункты, у которых есть для этого реальные возможности. Мария Лукашина Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал