Многопользовательские онлайн-игры в последнее время весьма популярны. А где популярность у народа, там и мошенники. С каждым годом многопользовательские игры, где множество пользователей может проводить своё свободное время, становятся всё популярнее. И их популярность даёт пищу преступным замыслам мошенников. В современных компьюерных играх можно не только провести досуг, но и удовлетворить потребность в социальной и экономической реализации. В большинстве виртуальных миров действует виртуальная экономика, когда реальные экономические отношения действуют внутри игры. Например, виртуальные артефакты продаются за реальные деньги. По данным одной из игровых компаний виртуальных вещей было продано на сумму 1,8 млрд. долларов за один 2009 год. В последующие годы возросла аудитория игр, увеличился и оборот средств. Виртуальное мошенничество, несмотря на специфическую среду своего распространения, мало отличается от обычного. А потому имеет стандартную криминалистическую характеристику. Для общей картины необходимо представлять обстановку преступления, способ, личности преступника и типичного потерпевшего, объект и предмет посягательств. Способы мошенники выбирают самые раные. Это фишинг — получение доступа к личным данным пользователя, его паролям. Это торговля игровыми ценностями в интернет-магазинах. Мошенники могут рассылать спам вместе с вирусными программами, а также злоупотреблять доверием внутри самого игрового мира, и просто обманывать игрока. Виртуальная и реальная экономики достаточно тесно взаимодействуют. Необходимо понять, как именно, чтобы определить, что такое мошенничество в играх. Всё, имеющее рыночную цену, с точки зрения социально-экономических отношений в обществе, считается благом. Это может быть что-то полезное, что-то необходимое для повседневных потребностей, либо для удовольствия. Все игровые объекты, которые предназначены удовлетворить потребности игрока, тоже являются благом. Игроки могут передавать их друг другу, могут пользоваться ими. При этом данные игровые предметы, независимо от их вида, имеют реальную цену. Объектом мошенничества в виртуальной реальности будут отношения собственности или права на блага игрового мира. А предметом преступления будут какие-то конкретные блага, вокруг которых образуются экономические отношения. В основном преступления совершаются в отношении таких игровых предметов, как валюта, предметы, услуги, которые оказывают персонажу другие виртуальные личности за вознаграждение. Персонаж игры, существующий в виртуальной реальности под аккаунтом игрока, также может стать предметом мошенничества из-за высокого уровня развитости, имеющихся игровых предметов, репутации в игровом сообществе и прочих ценных в игровом мире свойств. В уголовной практике мошенником считается вменяемый человек старше 16 лет. Но в интернет-среде возрастной диапазон мошенников очень большой, а предупредить развитие преступности среди подростков всё же необходимо. Потому было бы разумным предусмотреть некриминальную ответственность для мошенников младше 16-летнего возраста. Но в основном преступления совершаются людьми в возрасте 18-25 лет, то есть, учащимися техникумов и ВУЗов. Жертвами виртуального мошенничества могут быть юридические лица, но основная масса потерпевших — это, конечно, физические лица. Сегодня осудить за компьютерное преступление также сложно, как и расследовать его из-за некоторых пробелов в законодательстве, а также и затруднений в применении существующих законов и правовых норм. Это касается не только мошенничества в онлайн-играх, но и многих других видов преступлений в среде интернет. Мошенничество в компьютерных играх часто связано с другими компьютерными преступлениями. Социологи, юристы и экономисты не придают большого значения виртуальным мирам и их влиянию на макроэкономику. А ведь в виртуальных рыночных отношениях задействованы немалые реальные средства. И хотя необходимо каким-то образом вести учёт оборотам этих огромных сумм, особенности игрового мира конечно исключают полный контроль виртуальной экономики со стороны государства. Пока можно информировать игроков о том, что в случае, если они станут жертвами компьютерного мошенничества, им могут оказать помощь правоохранительные органы. На интернет-сайтах правоохранитеьных органов выложена довольно обширная информация для граждан о видах интернет-мошенничества и способах обезопасить себя и своих детей от подобных проблем. И конечно быстрое и грамотное расследование таких преступлений будет само по себе свидетельствовать о способности правоохранительных органов помочь гражданам своего государства. Мария Лукашина Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал