Раздел VII: «Международное право» Начиная с 1996 г., Европейский Союз проводит серию программ для борьбы с торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией детей. Эти программы направлены в основном на сотрудничество правоохранительных органов государств-членов Европейского Союза. Так в 1997 г. Совет ЕС принимает программу «Совместные действия»1 для содействия сотрудничеству судебных структур государств-членов. Программы ЕС побуждают участников данного межгосударственного объединения к внесению изменений и дополнений в национальное законодательство, затрагивающее проблему торговли людьми, но все равно сотрудничество стран-членов по борьбе с данным преступлением тормозится из-за отсутствия единых определений.2 Для исправления такой ситуации Еврокомиссия представила в декабре 2000 г. два предложения по рамочным решениям. В результате были приняты: Рамочное решение Совета Евросоюза о борьбе с торговлей людьми от 19 июля 2002 г. и Рамочное решение Совета Евросоюза от 22 декабря 2003 года о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией.3 Рамочное решение Совета Евросоюза о борьбе с торговлей людьми от 19 июля 2002 г.4 устанавливает общие нормы, направленные на борьбу с торговлей людьми с учетом более эффективного противодействия определенным формам незаконной миграции и сотрудничества правоохранительных органов государств-членов.5Оносвязано с двумя различными аспектами торговли людьми: торговлей людьми с целью сексуальной эксплуатации и торговлей людьми с целью трудовой эксплуатации. В ст. 1 Рамочного решения дается понятие «преступлений, связанных с торговлей людьми». К ним относятся: вербовка, перевозка, перемещение, размещение, последующий прием лица, включающий также уступку или передачу другому «контролирующему» лицу. При совершении любого из перечисленных действий, согласие со стороны жертвы на планируемую или на реально осуществляемую эксплуатацию не представляет значения.6 Важно отметить, что согласно данному документу эти преступные действия не связаны транснациональным характером и совершением организованной группой, как это имеет место в Палермском Протоколе ООН.7 Главной отличительной чертой Рамочного решения 2002 г. от международно-правовых актов, касающихся проблемы торговли людьми, является детальная регламентация ответственности юридических лиц. В нем перечислены следующие меры ответственности: лишение права получать льготы и помощь со стороны публичной власти, временный или постоянный запрет осуществления коммерческой деятельности, помещение под судебный надзор, роспуск в судебном порядке или окончательное закрытие учреждения юридического лица. Большинство норм Рамочного решения ЕС направлены на содействие потерпевшим и их семьям. Во-первых, вводится обязанность государств обеспечить, чтобы возбуждение расследования не ставилось в зависимость от подачи заявления или выдвижения обвинения потерпевшим. Во-вторых, на государства-члены возлагается обязанность предпринять все возможные меры в целях обеспечения адекватной материальной и правовой помощи потерпевшим. Наконец, в-третьих, на страны-участники возлагается обязанность наделения детей, являющихся жертвами торговли людьми, статусом «особо уязвимых потерпевших».8 Рамочное решение Совета Евросоюза от 22 декабря 2003 года о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией9направлено на гармонизацию уголовного права государств ЕС, касающегося торговли детьми. Цель данного акта – посредством мер уголовной ответственности усилить защиту детей и общества в целом от преступных деяний, которые связаны с сексуальной эксплуатацией ребенка или детской порнографией. Рамочное решение закрепляет признаки соответствующих преступлений и далее предусматривает санкции, которые должны служить минимальным стандартом уголовной ответственности на всей территории Европейского Союза.10 Принятие и вступление в силу Рамочного решения «О борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией» – важный шаг в противодействии Европейского Союза все более распространяющейся в современном мире «отрасли» преступной деятельности, получившей новый импульс благодаря сети Интернет. Таким образом, в Европейском Союзе особое внимание уделяется гармонизации материального уголовного права в сфере торговли людьми, особенно женщинами и детьми, так как очевидна необходимость противостоять торговле людьми не только посредством самостоятельных мер отдельных государств-членов ЕС, а с помощью всеобъемлющих концепций регионального уровня.11 Указанные выше Рамочные решения и являются по своей сути примерами такой гармонизации. Литература: 1. Summaries of EU legislation: http://europa.eu/legislation_summaries/other/l33072_en.htm 2. Приор К. Уголовно-правовые аспекты торговли людьми // Сравнительное конституционное обозрение. 2007, № 3. С. 77. 3. Холщевникова Т. В., Гутаускас А. Законодательство в сфере противодействия торговле людьми в Российской Федерации, отдельных странах Европейского Союза и государствах на постсоветском пространстве: сравнительный обзор. М., 2009 г. С. 4. 4. «Рамочное решение Совета Евросоюза о борьбе с торговлей людьми» от 19 июля 2002 г. (2002/629/JAI) http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/law_defence/humantraffic.htm 5. Климова Е.А. Правовые основы полицейского и судебного сотрудничества по уголовным делам в праве Европейского союза: дис. канд. юр. наук. М., 2011 г. С. 150. 6. Актуальные вопросы противодействия международной преступности на современном этапе: материалы международной конференции от 19 апреля 2005 г. М., 2005 г. С. 147. 7. Там же. С. 146. 8. Там же. С. 149. 9. «Рамочное решение Совета ЕС по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией» от 22 декабря 2003 г.http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32004F0068:EN:HTML 10. Климова Е.А. Указ. соч. С. 152. 11. Там же. С. 149. © Ерастещук Л.Е., 2012 Ерастещук Л.Е., студентка, научный руководитель: к.ю.н., доцент, Логинова Т.Е, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме