Проблема незаконного употребления и распространения наркотиков (в широком смысле) стоит в современном мире достаточно остро. Обычно эти вопросы рассматривают в связи с возможностью осуществления этой деятельности со стороны преступных организаций. Рассмотрим смежную ситуацию, которая очень редко подвергается изучению, – проблемы, с которыми сталкиваются легально действующие организации в связи с противоречивостью законодательства в данной сфере. В течение нескольких последних лет законодательство Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ как одна из составляющих государственной антинаркотической политики стремительно развивалось. Наряду с совершенствованием внутренних мер контроля за оборотом указанных веществ в России, вступившей в Таможенный союз ЕврАзЭС (далее — ТС), потребовалась новая правовая база, регламентирующая внешнеторговую деятельность, в том числе ограниченных к обороту товаров. В результате существенно изменились не только Федеральный закон N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 01.03.2012; далее – ФЗ N 3), иные федеральные законы, регламентирующие смежные правоотношения, но появились также новые нормы международного права, множество подзаконных нормативных правовых актов, практическое применение которых иногда вызывает затруднение у субъектов оборота подконтрольных веществ, должностных лиц государственных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также иных заинтересованных лиц. Как известно, основным направлением противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими как составляющей государственно-правовой антинаркотической политики в законодательной сфере является установление правил контроля за легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе лицензирование деятельности, связанной с оборотом подконтрольных средств и веществ, регулирование их ввоза (вывоза). Динамичность и нестабильность современного российского антинаркотического законодательства, особенно в сфере легального оборота потенциально опасных для человека средств и веществ, вызывающих привыкание, обусловленные подвижностью наркоситуации и активным поиском воздействия на нее со стороны государства, в то же время нередко вызывают неоднозначность толкования действующих правовых норм, деструктивно влияют на осуществление внешнеторговой, предпринимательской, контрольной деятельности, выступают в качестве коррупциогенных факторов. К примеру, до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 964 (ред. от 22.02.2012) «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ» таможенные и иные правоохранительные органы в качестве обязательного условия законного ввоза (вывоза) отдельных химических веществ рассматривали необходимость получения лицензии Минэкономразвития России и в противном случае возбуждали уголовное преследование (часто бесперспективное). Проблема была в том, что в действующих на тот период редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 16.03.1996 N 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ» (далее – Постановление N 278) и от 03.08.1996 N 930 «Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278» (далее – Постановление N 930) такие лицензии выдавало Минэкономразвития России. Однако при этом многие из таких веществ в нормативных правовых актах государства не значились, а были включены только в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков (далее — ПККН), официальные толкования и разъяснения которого носили лишь рекомендательный характер. Данный орган был создан в 1954 году по инициативе Минздрава СССР и МИДа СССР в качестве независимого экспертного органа, работающего на общественных началах, с целью обеспечения работы в Комиссии ООН по наркотическим средствам посредством оказания экспертно-консультативной помощи Минздраву и МИДу, а также другим министерствам и ведомствам по вопросам контроля наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, их токсикологической и фармакологической оценки. Ликвидирован в мае 2011 года. Эта проблема устранена с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 N 1003 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.1996 N 278 и от 03.08.1996 N 930». В связи с вступлением России в ТС, с принятием нового Федерального закона от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 28.07.2012; далее — Федеральный закон N 99-ФЗ) и существенными изменениями ФЗ N 3 представляется полезным систематизировать действующие положения законодательства РФ, устанавливающие правовые основы ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ. 1. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 (ред. от 23.11.2012, далее – Перечень). Ранее понятие «сильнодействующие и ядовитые вещества» содержалось в пункте 5 примечаний к спискам ПККН, утвержденным на заседании ПККН 02.02.2007, протокол N 1/106-2007. Согласно письму Минздравсоцразвития России от 24.06.2008 N 4406-РХ «О некоторых вопросах осуществления оборота сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств» с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации» списки ПККН утратили свое место в системе регулирования правоотношений в сфере оборота сильнодействующих и ядовитых веществ. Обратим внимание, что при этом законодательно закрепленное понятие «сильнодействующие и ядовитые вещества» в настоящее время отсутствует. 2. В первую очередь следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ФЗ N 3 приведены в соответствие с реалиями внешнеэкономических отношений России в условиях ТС. В настоящее время в соответствии со ст. ФЗ N 3 под ввозом (вывозом) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории другого государства на территорию РФ или с территории РФ на территорию другого государства. В ст. 28 ФЗ N 3 внесены изменения, однозначно указывающие, что ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется при наличии лицензии Минпромторга России — федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 06.12.2011; далее – ФЗ N 164). Кроме того, теперь ФЗ N 3 закреплено, что одним из оснований для оформления лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой Минпромторгом России, является соответствующее разрешение ФСКН России. 3. Установив запрет на осуществление ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров индивидуальными предпринимателями, ФЗ N 3 ограничивает также категорию субъектов, осуществляющих ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV Перечня, только государственными унитарными предприятиями (п.п. 1 и 3 ст. 28 ФЗ N 3). В то же время ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы II и III списка IV Перечня, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности при наличии соответствующей лицензии. А в отношении отдельных прекурсоров, внесенных в таблицу III списка IV Перечня, допускается исключение некоторых мер контроля. Согласно п. 3 ст. 28 ФЗ N 3 их ввоз (вывоз) разрешается осуществлять без оформления лицензии в размерах и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ. Заметим, что до настоящего времени соответствующий акт Правительства РФ не принят. Важно подчеркнуть, что для получения сертификата и разрешения на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров наряду со сведениями, указанными в п. 4 ст. 28 ФЗ N 3, заявитель теперь обязан представить значительно больше идентифицирующих юридическое лицо сведений, в том числе указать информацию о производителе и импортере (в случае осуществления вывоза) веществ (в силу положений Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Уточним, что сам сертификат выдается на ввоз (вывоз) являющихся лекарственными средствами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.09.2011 N 1075н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по предоставлению государственной услуги по выдаче сертификата на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». 4. Во исполнение требований ст. 12 Конвенции Организации объединенных наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года ст. 28 ФЗ N 3 дополнена нормой, согласно которой ФСКН России участвует в обмене предварительными уведомлениями об экспорте прекурсоров (п. 5 ст. 28 ФЗ N 3). Направление в соответствующий компетентный орган иностранного государства предэкспортного уведомления является неотъемлемой частью проводимых с участием РФ международных операций. 5. В целях реализации решений Межгосударственного совета ЕврАзЭС, являющегося высшим органом ТС, издано Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 N 181 (ред. от 26.09.2012; далее – Постановление N 181) «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», которым определены порядок и основания ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в зависимости от осуществления внешнеторговой деятельности с государствами — участниками ТС (далее — Положение о ввозе (вывозе) в пределах ТС) и с государствами, не являющимися таковыми (далее — Положение о ввозе (вывозе) вне пределов ТС). Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее — Единый перечень), и положения о применении ограничений. Согласно решению Комиссии ТС от 27.11.2009 N 132 «О Едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что с 01.01.2010 правительства союзных государств применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с положениями о применении ограничений. В соответствии с Положением о ввозе (вывозе) в пределах ТС поименованные в Перечне вещества перемещаются (здесь и далее термин «перемещение» используется для обозначения ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров) без получения разовой лицензии Минпромторга России на основании разрешения ФСКН России (далее — разрешение) и, если они являются лекарственными средствами, сертификата Росздравнадзора (далее — сертификат). Перемещение наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV Перечня, осуществляется только государственными унитарными предприятиями. Для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с ФЗ N 99, а также, если наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора. 6. При осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками ТС, порядок ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров качественно отличается. В частности, перемещение внесенных в Единый перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров возможно лишь при наличии разовой лицензии Минпромторга России, полученной в порядке, установленном ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 (ред. от 22.06.2011), заключенного между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — разовая лицензия). Для получения разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных одновременно в Перечень и Единый перечень, заявителем должны быть получены разрешение ФСКН России и, если они являются лекарственными средствами, сертификат Росздравнадзора. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в Единый перечень и не внесенных в Перечень, осуществляется на основании разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров без получения разрешения и сертификата. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Перечень и не включенных в Единый перечень, осуществляется при наличии разрешения и сертификата без получения разовой лицензии. При этом во всех указанных случаях продолжает действовать общее правило о перемещении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV Перечня, только государственными унитарными предприятиями. Также для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с ФЗ N 99, а также, если наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора. В отличие от действовавшего ранее Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» одноименный ФЗ N 99 не содержит прямого запрета на нераспространение его положений на порядок осуществления внешнеэкономических операций. Более того, рассмотрев Постановление N 181, мы убедились, что в ряде случаев совсем не обязательно получать лицензию Минпромторга России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемую в соответствии с ФЗ N 164. Получается, что, как видно из анализа Постановления N 181, которое, следует заметить, разработано в целях реализации международных правовых норм, не все императивные положения ст. 28 ФЗ N 3 подлежат неукоснительному применению. 7. Не менее спорным является вопрос о запрете транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, на который указывает п. 8 ст. 28 ФЗ N 3. Ведь решениями Межгосударственного совета ЕвраАзЭС от 27.11.2009 N 19 и Комиссии ТС от 27.11.2009 N 132 утверждены вышеуказанный Единый перечень и Положение о порядке ввоза, вывоза и транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории ТС (далее — Положение). Положением установлен порядок транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через территории государств — участников ТС. Заметим, что в связи с созданием ТС понятие «таможенная граница Российской Федерации», до недавнего времени используемое в ФЗ N 3 и ряде подзаконных нормативных правовых актов, в настоящее время устарело. В связи с этим Федеральным законом от 01.03.2012 N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ФЗ N 3 подверглись корректировке в соответствующей части. Однако подзаконные нормативные правовые акты остались без редактирования. Таким образом, в рассматриваемых случаях действует закрепленный в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 3 ФЗ N 3 принцип верховенства норм международного права, и нормы законодательства РФ, вступающие в противоречие с положениями международных актов, не подлежат применению. 8. В целях обеспечения контроля за ввозом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, вошедших в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 Перечень, но не включенных в раздел 2.12 Единого перечня, таможенные органы, обеспечивающие соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, должны информировать территориальные органы ФСКН России о ввозе данной категории товаров в Россию. 9. Особым предметом правового регулирования ввоза (вывоза) в Российской Федерации являются сильнодействующие и(или) ядовитые вещества, которые не относятся к наркотическим средствам, психотропным веществам или их прекурсорам. Положения Постановления N 181 на них не распространяются, разрешения ФСКН России при их ввозе (вывозе) не требуются. Однако необходимо учитывать, включены ли эти вещества в Единый перечень и(или) в номенклатуру, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 930. Если сильнодействующие и ядовитые вещества, которые не относятся к наркотическим средствам, психотропным веществам или их прекурсорам, включены в Единый перечень и(или) в номенклатуру, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 930, их ввоз (вывоз) осуществляется при наличии лицензии Минпромторга России, полученной в порядке, установленном ст. 3 межправительственного Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 и(или) Постановлением N 278. Для получения такой лицензии на ввоз (вывоз) веществ, включенных только в номенклатуру, утвержденную Постановлением N 930, в Минпромторг России необходимо представить разрешения Росздравнадзора и Росприроднадзора. Важно отметить особенности ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров специальными субъектами, такими, например, как воинские части и подразделения федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная или правоохранительная служба, субъектами экспертной и оперативно-розыскной деятельности, а также при оказании гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, использовании наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий. В указанных случаях положения ст. 28 ФЗ N 3 не применяются, особый порядок ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров регламентируется соответствующими постановлениями Правительства РФ. 1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.07.2010 N 502 (ред. от 26.09.2012) «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в целях обеспечения их деятельности» ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется без лицензии строго ограниченными субъектами и допускается лишь в отношении веществ, включенных в списки II, III и IV Перечня и зарегистрированных в Российской Федерации в качестве лекарственных препаратов. При этом лекарственные препараты используются исключительно для оказания медицинской помощи личному составу воинских частей (подразделений) и не могут быть переданы или реализованы другим организациям и лицам. По возвращении в Российскую Федерацию командиры (руководители) воинских частей (подразделений), осуществляющих ввоз (вывоз) лекарственных препаратов, представляют в течение 10 дней в орган управления медицинской службы соответствующего федерального органа исполнительной власти (по подчиненности) отчет о количестве использованных лекарственных препаратов, а также неиспользованных и ввезенных обратно лекарственных препаратов. 2. Ввоз (вывоз) изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров без лицензии и сертификата на право ввоза (вывоза) в целях их использования в экспертной деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ только государственными органами, указанными в ст. 35 Федерального закона N 3-ФЗ, и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 573 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельности», а также Приказом ФСКН РФ от 19.04.2010 N 143 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по выдаче разрешений Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельности». В соответствии с положениями ст. 35 ФЗ N 3 проведение экспертиз с использованием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или для их идентификации разрешается также юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Однако юридические лица, владеющие лицензиями на проведение экспертиз с использованием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или для их идентификации, не уполномочены осуществлять ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельности. 3. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях их использования в оперативно-розыскной деятельности осуществляется без лицензии только государственными органами, перечень которых установлен ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29.11.2012), и является закрытым. 4. В соответствии с п. 8.1 статьи 28 ФЗ N 3 вывоз наркотических средств и психотропных веществ допускается в случаях оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях в соответствии с международными договорами РФ либо актами Правительства РФ. Порядок вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, установлен Постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 N 232 (ред. от 04.09.2012). Как следует из п.п. 3 и 6 данных Правил, в целях оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях разрешается вывоз наркотических средств и психотропных веществ, включенных в списки II и III Перечня и зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств (далее — наркотические лекарственные средства), за исключением фармацевтических субстанций. При этом вывоз наркотических лекарственных средств осуществляется при наличии выдаваемого Минздравсоцразвития России подтверждения их целевого назначения. В соответствии с п. 7 Правил юридические лица, осуществляющие вывоз наркотических лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, для получения подтверждения об их целевом назначении представляют в Минздравсоцразвития России соответствующее заявление, в котором указывают сведения о лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о количестве вывозимых наркотических лекарственных средств. Таким образом, представление документов, свидетельствующих о целевом назначении наркотических веществ, осуществляется на основании заявления юридического лица. Пунктом 2 Порядка организации деятельности по подтверждению целевого назначения наркотических и психотропных лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях и вывозимых с территории РФ, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 22.05.2009 N 265н, установлен перечень документов, необходимых для получения подтверждения целевого назначения вывозимых наркотических и психотропных лекарственных средств. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 Информации Минздравсоцразвития России от 18.11.2011 «Изменения, которые вводятся в связи с переходом на межведомственное электронное взаимодействие» представление лицензии (на осуществление медицинской деятельности, на производство лекарственных препаратов, на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ) для целей подтверждения целевого назначения наркотических лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях и вывозимых с территории РФ, не является обязательным. Наркотические лекарственные средства, которые не были использованы в ходе оказания пострадавшим в районе чрезвычайной ситуации срочной медицинской помощи, подлежат обратному вывозу. 5. В соответствии с Единой конвенцией Организации Объединенных Наций о наркотических средствах 1961 года провоз на морских и речных судах, самолетах международного сообщения или поездах международных линий ограниченных количеств наркотических средств, необходимых во время путешествий или рейсов для оказания первой помощи или в экстренных случаях, не является ввозом, вывозом или транзитом. Существующие меры предосторожности принимаются страной регистрации для предупреждения ненадлежащего использования наркотических средств или их вывода в незаконный оборот. При наличии специального разрешения Росздравнадзора допускается ввоз (вывоз) ограниченного количества наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III Перечня, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий, в объемах, необходимых для оказания неотложной помощи. Перечень вложений, входящих в аптечку первой помощи, и порядок ее применения регламентированы Приказом Минздрава СССР от 16.07.1987 N 896 «Об утверждении нового перечня вложений, входящих в аптечку первой помощи для спасательных шлюпок и плотов морских судов», Правилами охраны труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03-96, Отраслевыми правилами по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на федеральном железнодорожном транспорте ПОТ РО-13153-ЦМ-933-03, Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» и другими нормативными правовыми актами. К наркотическим средствам, провозимым на морских и речных судах, самолетах международного сообщения или поездах международных линий применяются законы, правила и постановления о разрешениях и лицензиях страны регистрации, без ущерба для каких-либо прав компетентных местных властей производить проверку, инспекцию и применять другие меры контроля на борту судов или самолетов. В таком разрешении должны быть указаны лицо или лица, ответственные за хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ, а также условия их получения, регистрации, хранения, отпуска и должен быть определен порядок представления отчетов об их использовании. В разрешении должны быть указаны лицо или лица, ответственные за хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ, а также условия их получения, регистрации, хранения, отпуска, а также должен быть определен порядок представления отчетов об их использовании. Контроль за использованием наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и речных судах, самолетах международного сообщения или поездах международных линий, возлагается на Росздравнадзор и ФСКН России. Евгений Матвеев Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме