В свое время архипелаг ГУЛАГ превратил нашу страну в одну гигантскую зону. Сегодня заметен обратный процесс – усилиями Уполномоченных по правам человека создан «архипелаг свободы» – 61 Уполномоченный в 61 регионе. Но скоро ли станет свободной Россия в целом? Прошло 13 лет с тех пор, как Российская Федерация присоединилась к Европейской конвенции по правам человека. С тех пор россияне перестали являться заложниками своего государства и получили возможность апеллировать к международным органам защиты прав человека. Но что реально изменилось в стране? Пользуются ли ее граждане новыми правами и помогает ли им недавно созданный институт омбудсманов – Уполномоченных по правам человека? Об этом рассказывает Александр Сунгуров, профессор, доктор политических наук, президент Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия». Служить власти, закону или человеку? Институт уполномоченного по правам человека очень индивидуален. Давать какие-то единые рекомендации для всех невозможно, потому что каждый омбудсман обладает собственным жизненным опытом и берет за основу те или иные функции на его основе. В сущности, институт омбудсмана – это институт некоего контроля деятельности чиновников, государства. Классический вариант – это содействие более эффективному развитию власти – такова шведская модель омбудсмена. В Испании иная модель – в функции омбудсмана входят восстановление нарушенных властью прав, выполнение роли посредника между обществом и властью. В Испании нацеленность государства на выполнение Европейской конвенции является общепризнанным фактом. Не вызывает сомнения, что права человека – это нечто реально существующее. В России же около 96 процентов юристов, работающих в органах власти, придерживаются мнения, что право – это лишь совокупность законов. Между тем, права человека – не результат нормативных актов и с этой точки зрения вообще не являются правом. Подобное мнение выразил и премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин в комментарии газете «Коммерсант». Действовать на опережение Работу омбудсманов можно разделить на две части – реактивная и проактивная. Первая предполагает в основном реакции на жалобы. Действия по уже имеющим место фактам нарушения прав человека. Часто спрашивают: могут ли Уполномоченный по правам человека и его сотрудники проводить расследования? К сожалению, многие сотрудники аппаратов Уполномоченных отвечают на этот вопрос отрицательно, обосновывая это тем, что расследование проводится в рамках Уголовно-процессуального кодекса и заканчивается обязательными мерами. Хочется возразить, что в этом отношении функцию расследования можно назвать «исследованием», «выяснением» и так далее, но ее суть от этого не изменится. Проактивная составляющая – это профилактика, работа на перспективу: ежегодные специальные доклады, мониторинг законодательства, обращение в конституционные суды. Также это правовое образование и обучение населения пониманию прав человека. Нужны союзники Вообще, первая проблема Уполномоченных в России – это отсутствие системных, постоянных союзников среди властных структур в регионах. Региональные ассамблеи отнюдь не заинтересованы в контроле со стороны исполнительной власти. Губернаторы, не избираемые народом, становятся, по существу, чиновниками администрации Президента России и также теряют интерес к Уполномоченному как к некому источнику информации о действительной ситуации в регионе. Суды, со своей стороны, склонны считать рекомендации Уполномоченных нарушением своей независимости. Работники прокуратуры, бывает, видят в Уполномоченных своих конкурентов, потому что в соответствии с рекомендациями Совета Европы часть полномочий прокуратуры должна быть передана институту Уполномоченного. Это институциональный конфликт. Другие естественные союзники Ууполномоченного – СМИ и правозащитные организации – не обладают, к сожалению, реальным влиянием и сами часто нуждаются в защите. В ряде регионов исключена и политическая нейтральность Уполномоченного, когда он остается одним из лидеров правящей партии, «Единой России» (Хабаровский край, отчасти и Пензенская область). Снижается независимость Уполномоченного и в результате того, что депутаты получают право отправить его в отставку «по утрате доверия», то есть в любой удобный для них момент. Так, вмешательство Владимира Лукина в ситуацию с митингами в защиту 31-й статьи Конституции на Триумфальной площади в Москве 31 октября 2010 года вызвало кампанию по его дискредитации, инициированную в администрации Президента России. Таким образом, участие региональных Уполномоченных в подобных делах вряд ли принесет ощутимую пользу, а иногда может быть опасно для них самих. В поле публичной политики Институт Уполномоченного по правам человека развивается, распространяется по стране. Кстати, это единственный институт, которому до сих пор удается избегать встраивания в какую-либо властную вертикаль. Реальная помощь, которую оказывают Уполномоченные жителям страны, не поддается сомнению. В ряде регионов Уполномоченные по правам человека активно работают по расширению поля публичной политики. Примеры таких регионов – Пермский край и Свердловская область. Доклады омбудсманов этих регионов обозначают проблемные места, а иногда и содержат предложения по исправлению системных проблем в области нарушения прав человека. Уполномоченные активно инициируют региональные программы правового гражданского обучения. Границы и замки Лидер партии «Единая Россия» в свое время сказал, что в стране существует такая проблема с народонаселением, что если ситуация не изменится, то скоро некого будет ставить на охрану границ. То есть, в его понимании, священное – это граница, территория. А люди – это те, кого можно ставить на ее охрану. Но зачем охранять, когда внутри границы никого нет? Это, действительно, проблема. У меня родилась такая аналогия. Если из первых концлагерей двадцатых годов в стране возник архипелаг ГУЛАГ и вся страна стала большой зоной, то теперь идет обратный процесс. Но он не может быть быстрым и моментальным. Мы попытались «быстро» построить демократию двадцать лет назад – не получается. Так вот, сегодня происходит обратный процесс – из первых очагов «очеловечивания» власти Уполномоченными по правам человека уже возник архипелаг свободы. Архипелаг свободы внутри органов государственной власти. 61 Уполномоченный по правам человека в 61 регионе России, 61 остров свободы – это довольно много. И есть надежда, что скоро свободной станет и вся Россия. Материалы по теме ИСТОЧНИК// Журнал Уполномоченного по правам человека в Пермском крае «Человеческое измерение», N 1