После долгих прений обсуждение законопроекта о Федеральной контрактной системе вышло на финишную прямую: его планируют принять до конца 2011 года. Напомним, что принятие нового закона вызвано несогласованностью и повышенной коррупциогенностью действующего сейчас Федерального закона N ФЗ-94 о госзакупках. Несмотря на назревшую необходимость изменения действующей системы госзаказов, разработка законопроекта о ФКС оказалась сопряжена с рядом сложностей. Концепция Федеральной контрактной системы заимствована у США и стран ЕС. Рождением ФКС в мировом сообществе можно считать указ Т. Рузвельта о госзакупках, изданный в 1908 году. Таким образом, на мировой арене эта система развивалась в течение 100 лет. Сейчас во многих странах она представляет собой один из важнейших механизмов государственного управления, наряду с федеральной налоговой системой, федеральным бюджетом и федеральной резервной системой. В частности, в США ФКС детально описывается Кодексом федерального хозяйственного регулирования, состоящим из 50 томов. В кодексе прописаны все типы государственных контрактов для различных сфер производства и услуг. Особое внимание уделяется НИОКР и авторским правам на разработки. В России система госзакупок на основании контрактной системы в последние 20 лет регулировалась двумя нормативно-правовыми актами. В 1997 году Президент РФ издал Указ N 305 «О мерах по борьбе с коррупцией и сокращении бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Данный указ, без сомнения основополагающий и своевременный, не получил необходимой законодательной опоры. Его эффективность оказалась значительно ниже, чем предполагалось. В 2005 году его сменил Федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон оказался еще менее эффективным, более того, по мнению экспертов (Д. Рубвальтер), некоторые проблемы с принятием закона даже усугубились. Так, ФЗ-94 предполагает единообразный подход к размещению заказов на выполнение любых работ и услуг независимо от развитости рынка. Контроль качества выполняемых работ практически отсутствует, ключевым моментом заключения контракта служит его дешевизна, в то время как квалификация исполнителя не оценивается. Фактически единственной формой организации госзакупок стал одноэтапный аукцион вместо многоэтапного конкурса и т.д. При всем этом очевидна очень высокая коррупциогенность существующего закона, т.к. заключение контракта отдано на откуп двум договаривающимся сторонам. Грядущее принятие нового закона о Федеральной контрактной системе воспринимается неоднозначно. С одной стороны, внесение изменений в действующую систему необходимо. С другой стороны, законопроект подвергся достаточно резкой критике. Среди возражений прозвучали, например, такие, как: