Проблема нехватки образованных специалистов, просто грамотных людей, как на государственной службе, так и во всех отраслях народного хозяйства, была актуальна в России и в XVIII, и в XIX веке. В особенности это касалось провинций, таких как отдаленная от Петербурга и Москвы Пермская губерния. К началу XIX века уровень образования россиян был крайне низок, в первую очередь из-за отсутствия самой сети учебных заведений. Она была создана только в 1804 году и включала в себя университеты, губернские гимназии и уездные училища. Тем не менее, открывшиеся гимназии и университеты, целью которых была подготовка образованных чиновников, долгое время оставались незаполненными. Дворянство по традиции продолжало отдавать своих сыновей на службу с подросткового возраста, считая достаточным образованием знание четырех правил арифметики и умение читать и писать. В результате 6 августа 1809 года появился Указ, который запрещал присваивать чин коллежского асессора, дававший в то время потомственное дворянство, лицам, которые не учились в университетах или не сдавали специальный экзамен. Экзамен, впрочем, был не особенно сложен, в целом он соответствовал уровню уездного училища (за исключением перевода с иностранного языка и объема знаний по правоведению). Указ вызвал бурю возмущений, но, несмотря на то, что он соблюдался не полностью, был отменен только в 1834 году. Вместо него были введены различные сроки производства в чины для лиц с разным уровнем образования. Разница в достижении за выслугу лет чина коллежского асессора для дворян с высшим образованием и не дворян без образования составляла почти двадцать лет. Положение 1834 года действовало вплоть до начала реформ Александра II, когда льготы для лиц, окончивших высшие и средние учебные заведения, сохранялись лишь при поступлении на службу, а дальнейшее производство в чины осуществлялось на общих основаниях. В целом, попытки правительства привлекать на государственную службу образованных людей в XIX веке имели лишь частичный успех. Даже в 1890-е годы более половины поступавших на службу чиновников имело образование ниже среднего. Источником сведений об образовании пермских чиновников являются сохранившиеся в областном госархиве послужные и формулярные списки различных местных учреждений, например, губернского правления – тогдашнего аналога современной областной администрации. Архивные документы середины XIX века свидетельствуют, что даже в среде ближайших сотрудников начальника Пермской губернии, занимавших наиболее ответственные посты, были те, кто не имел образования. Так, в формулярном списке 32-летнего старшего чиновника по особым поручениям при пермском губернаторе титулярного советника И.Ф. Маллеревского за 1851 год значится: «Где обучался, по непредставлению аттестата о науках неизвестно». Судя по тому, что в службу Маллеревский поступил в отроческом возрасте, вряд ли он успел закончить даже начальное училище. Двадцатисемилетний младший чиновник особых поручений А.Г. Яковлев – единственный во всем губернском правлении выпускник университета, который он закончил в 1847 году. Начал службу столоначальником в Пермской палате государственных имуществ, через полтора года был переведен чиновником особых поручений. Уже через два года – в сентябре 1849 года, он получил чин коллежского секретаря, для чего даже потомственный дворянин, не имевший университетского диплома, обычным порядком должен был прослужить восемь лет. Низшие чиновники – канцеляристы, писари, столоначальники, как правило, не имели классного чина и составляли большинство в губернских и уездных учреждениях. В лучшем случае они являлись выпускниками уездного училища (4 класса гимназии без изучения иностранных языков) или духовного училища. Часть из них не имела вовсе никакого образования, это касалось в первую очередь представителей полицейской власти. Встречались бывшие военные и среди чиновников других ведомств. Например, управляющий Пермской казенной палатой в начале XX века Н.А. Ордовский-Танаевский пришел на службу в Министерство финансов с должности полкового казначея 113-го пехотного полка. Подготовка чиновников к службе в дореформенный период происходила тем же традиционным способом, что и у крестьян и городских сословий, где мальчики с детства начинали помогать родителям, перенимая у них необходимые знания и навыки. Большинство из служащих разного рода «присутственных мест» начинали службу в 12-15 лет техническими работниками - писцами, копиистами и т.п., а к 20-25 годам обычно занимали уже ответственные должности. Специальные учебные заведения заканчивали, как правило, специалисты технического профиля: инженеры, врачи, агрономы, лесничие и т.д. Во второй половине XIX века возрастала потребность в квалифицированных специалистах: от юристов и бухгалтеров до акушеров и телеграфистов. Большую роль в их подготовке в этот период стали играть губернские и уездные земства, которые организовывали разного рода курсы. Низших администраторов в пореформенное время стали также готовить на специальных курсах для подготовки земских начальников при земском отделе Министерства внутренних дел, куда принимали лиц со средним образованием. Выпускники сдавали специальный экзамен на знание законов и проходили обязательную практику у старших коллег, в ходе которой должны были «усвоить всю деятельность и делопроизводство земского начальника». Существовали в России начала XX века и частные курсы, такие, например, как Частные коммерческие курсы М.В. Побединского, которые давали специальные знания по коммерческим, экономическим и юридическим предметам: бухгалтерии, коммерческим вычислениям, коммерческой корреспонденции, общему, уголовному и гражданскому праву, коммерческой географии и товароведению. Андрей Бушмаков, специалист ГОУ «Государственный архив Пермской области» Источник: журнал «КонсультантПермь» Материалы по теме