Органами прокуратуры Пермского края в первом полугодии 2012 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, и обобщена практика прокурорского надзора в данной сфере. По результатам обобщения установлено следующее. Общее количество многоквартирных домов на территории Пермского края (необходимо учитывать, что это данные по 14 районам и городским округам) составляет 19 120 многоквартирных домов. При этом 713 многоквартирных домов в установленном порядке признаны аварийными и подлежащими сносу, в том числе органами прокуратуры по результатам проверок выявлено 27 таких домов. Включено в муниципальные программы по переселению из ветхого и аварийного жилья 313 многоквартирных домов, при этом для ликвидации остальных аварийных многоквартирных домов требуется более 6,5 млрд. рублей. В указанных 713 аварийных многоквартирных домах проживает более 2 тысяч семей (7 740 человек). В целом органы местного самоуправления Пермского края исполняют требования ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации. Нарушения в исполнении законодательства Прокуратурой Чернушинского района установлено, что на территории Деменевского, Тюинского, Бедряжинского, Калиновского, Павловского и Сульмашинского сельских поселений расположен 61 многоквартирный дом, способ управления которым не определен, при этом администрациями данных поселений не приняты меры по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации. В связи с этим прокурором Чернушинского района внесены представления главам администраций сельских поселений об устранении нарушений жилищного законодательства, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.
Прокурором г. Александровска по результатам проверки установлено, что из 288 многоквартирных домов, расположенных на территории Александровского городского поселения, собственниками 23 домов не выбран способ управления. В связи с неисполнением администрацией Александровского городского поселения требований ст. 161 Жилищного кодекса РФ 31.05.2012 прокурор города обратился в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию Александровского городского поселения обязанности по проведению открытого конкурса по выбору указанными домами управляющей организации.
Кроме того, не в полной мере органами местного самоуправления ведется работа по исполнению обязанностей по постановке бесхозяйных жилых домов на учет и регистрации права муниципальной собственности на указанные дома. Так, прокуратурой Дзержинского района г. Перми в 2011 году при проведении проверки по обращению Аникиной Е.Т. установлено, что жилой дом, в котором она проживает, вследствие признания 27.12.2007 Пермского областного общества охотников и рыболовов банкротом с указанной даты являлся бесхозяйным. В связи с бездействием органов местного самоуправления города Перми при решении вопроса о принятии бесхозяйного жилого дома в муниципальную собственность прокурором Дзержинского района г. Перми 11.02.2011 в Дзержинский районный суд направлено исковое заявление об обязании администрации г. Перми и администрации Дзержинского района г. Перми обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет данного жилого дома. Решением Дзержинского районного суда г. Перми от 23.06.2011 требования прокурора удовлетворены в полном объеме. В настоящее время решение суда исполнено. Оценка состояния жилищного фонда на предмет наличия признаков аварийности многоквартирных домов В рамках проверки прокуратурами городов и районов проанализированы сведения о многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. По результатам анализа в органах местного самоуправления и организациях, осуществляющих техническое обслуживание жилищного фонда, запрошены сведения о наличии на территории муниципальных образований многоквартирных домов, аналогичных по своим характеристикам многоквартирным домам, признанным аварийными. При этом горрайпрокурорами установлено, что не во всех случаях органы местного самоуправления, а также управляющие организации проводят оценку реального состояния жилищного фонда на предмет наличия признаков аварийности многоквартирных домов. Так, с учетом представленной информации прокуратурой г. Губахи в мае 2012 года с привлечением специалистов Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края, отдела надзорной деятельности Управления МЧС России по Губахинскому муниципальному району, Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проведено обследование 23 многоквартирных домов, расположенных на территории Северо-Углеуральского и Губахинского городских поселений и не признанных на момент проверки непригодными для проживания, в том числе аварийными и подлежащими сносу. По результатам обследования многоквартирных домов в Северо-Углеуральском городском поселении по 9 многоквартирным домам сделаны выводы о непригодности данных домов для проживания граждан ввиду физического износа в процессе эксплуатации и, как следствие, ухудшения микроклимата жилых помещений и среды обитания жильцов, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан и соблюдение гигиенических нормативов. При этом несущие и ограждающие конструкции жилых помещений указанных домов находятся в неудовлетворительном состоянии, что не обеспечивает безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. По результатам проверки прокурором г. Губахи в Губахинский городской суд направлено 2 исковых заявления о признании незаконным бездействия администрации Северо-Углеуральского городского поселения при реализации полномочий по ликвидации аварийного жилья и обязании провести обследование многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу. Кроме того, в отношении администрации Северо-Углеуральского городского поселения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ. Прокуратурами районов города Перми по результатам проверки в органы местного самоуправления города Перми для проведения обследования направлена информация в отношении 14 многоквартирных домов (7 домов – Ленинский район, 3 дома – Дзержинский район, 2 дома – Свердловский район, 1 дом – Кировский, Индустриальный районы). По результатам проверки исполнение требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее – Положение N 47), горрайпрокурорами установлено следующее. В целом нормативные правовые акты органов местного самоуправления в указанной сфере, в том числе устанавливающие полномочия и состав межведомственных комиссий, соответствуют требованиям жилищного законодательства. Вместе с тем имеют место случаи противоречия отдельных актов федеральному законодательству. Так, прокурором Чернушинского района установлено, что пунктом 2.3 Постановления администрации Бедряжинского сельского поселения от 22.02.2011 N 21 утверждено Положение о порядке признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В то же время в соответствии с п. 11 ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительному полномочию органов государственной власти Российской Федерации. В связи с выявленным нарушением прокурором Чернушинского района принесен протест на нормативный правовой акт в части, противоречащей федеральному законодательству. В настоящее время протест находится на рассмотрении. Деятельность межведомственных комиссий по оценке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда Органами местного самоуправления созданы и действуют межведомственные комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда. Между тем прокурором г. Добрянки установлено, что органом местного самоуправления Дивьинского сельского поселения не создана межведомственная комиссия, при этом ее функции осуществляет комиссия по жилищным вопросам администрации поселения. По результатам выявленных нарушений жилищного законодательства прокуратурой города внесено представление об устранении нарушений законодательства главе администрации Дивьинского сельского поселения, которое в настоящее время находится на рассмотрении. По результатам проверок прокурорами установлено, что составы межведомственных комиссий законны, при этом не всегда к работе в комиссии привлекают собственников жилых помещений, что приводит к тому, что не соблюдается порядок принятия решений о признании жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, непригодными для проживания. Так, проведенные прокуратурами районов города Перми проверки, свидетельствуют о том, что организация деятельности межведомственных комиссий не соответствует предъявляемым к ней требованиям, зачастую работа комиссий проводится без привлечения собственников соответствующих жилых помещений, являющихся наиболее заинтересованными в исходе оценки лицами в следующих районах: