Раздел III: «Гражданское право» В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях – равное право и обязанность родителей». В Семейном кодексе РФ также утверждается равенство прав отца и матери: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)» (ст. 61). Указанные нормы подразумевают, что родители осуществляют эти права независимо от того, проживают они с ребенком или нет. Однако, на высоких уровнях определения направлений социальной политики в сфере семьи в России, принимаются решения и законы, практически не учитывающие права и интересы отцов. Исключительно женские, материнские проблемы ставятся во главу всех мер и рекомендаций в области семейной политики. В то время как проблемы мужчин-отцов, если и рассматриваются, то в контексте борьбы с алкоголизмом, насилием и другими пороками. Не найдя должной защиты своих прав мужчины объединяются, обсуждают свои проблемы и ищут варианты их решений на различных форумах в интернете. Для отстаивания своих прав российские отцы вынуждены даже создавать собственные правозащитные организации. Так, 18 ноября 1990 года была образована первая независимая общероссийская благотворительная ассоциация «Отцы и дети» во главе с юристом Г. Тюриным1. Сложившаяся практика правоприменения в отношении родителей утверждает преимущество женщин-матерей во всех его аспектах. Самым ярким примером этого является то, что в России при разводе 98% детей «автоматически» передаются матери. В других странах отцов ценят выше – им передают детей для постоянного проживания и воспитания в 15–30% случаев. Послеразводное законодательство в развитых западных странах (например, Швеции, Германии) предусматривает такое практически не известное в России явление, как совместная опека2. На наш взгляд, немецкий профессор Роланд Прокш справедливо полагает, что совместная опека более предпочтительна для ребенка, чем единоличная по следующим причинам: оказывает положительное влияние на взаимодействие между родителями в интересах своих детей; помогает сохранить и поддерживать контакты ребенка с обоими родителями; снижает уровень конфликтности между родителями и помогает избежать многих юридических разногласий; смягчает травму, причиняемую ребенку в результате развода или разъезда родителей3. Данные исследований подтверждают, что совместная опека родителей оказывает также и положительное влияние на выплату алиментов, так как родитель, обязанный выплачивать алименты, видит реальные расходы на ребенка4. Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»5 (далее — Закон № 256-ФЗ) предусмотрен перечень лиц - получателей государственных выплат (материнского капитала). Из буквального толкования этой нормы можно заметить дискриминационный характер норм закона, защищающих, прежде всего, интересы женщины. Даже само название данной государственной выплаты (материнский капитал) говорит об этом. Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ, у мужчин возникает право на получение материнского капитала, если они «являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей». Иных оснований для возникновения этого права у мужчин нет. Так, например, усыновление или удочерение ребенка от другого супруга не дает мужчине по закону права на материнский капитал. Кроме того, отец не может воспользоваться правом на материнский капитал в случае смерти супруги, если это право у нее не возникало. Отцам, попавшим в такие ситуации, приходится доказывать свое право на материнский капитал через суд. Таким образом, мы считаем, законодателю необходимо внести изменения в п. 1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ, расширив перечень оснований, по которым мужчины имеют право на получение материнского капитала. Конституция РФ, СК РФ включают в себя положения об охране и защите отцовства государством, однако в указанных нормативных актах нет ни слова о государственных мерах по поддержке отцовства и создании условий для нормального его функционирования. Так, например, в статье 5 Семейного кодекса Украины6 такие государственные меры прописаны. Таким образом, мы полагаем, законодателю необходимо внести изменения в СК РФ, включив в него нормы о государственной поддержке и поощрении отцовства, о создании государством условий для отцовства. Кроме того, следует разработать и принять нормативные акты, предоставляющие больше прав, льгот и привилегий для биологических отцов. Литература: 1. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт//Педагогика. – 2005. № 9. - С. 12. 2. Николаева Я.Г. Отцовство после развода: обзор исследований зарубежных ученых//Актуальные проблемы семей в России/Ред. Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 173-177. 3. Roland Proksch. Results of the first representative study on divorced parents and their children in Germany (Nuremberg, May 30, 2003) - http://www.humanrightsaction.org/justice/Proscheng.html. 4. Шевченко И.О. Институт отцовства: актуальные проблемы в поле социологических исследований//Вестник РГГУ. – 2010. № 3. С. 279. 5. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ//Российская газета. 2006 (31 декабря). № 4263. 6. Семейный кодекс Украины от 10 января 2002 г. № 2947-III (в ред. от 15 марта 2006 г. № 3539-IV)//Голос Украины. – 2002. № 38. © Новоселов В.М., 2012 © Костина Т.Н., 2012 Новоселов В.М., аспирант, Костина Т.Н., студентка, научные руководители: д.с.н. Замараева З.П., к.ю.н. Реутов С.И., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме