Сотрудники прокуратуры Пермского края подвели итоги работы в области предоставления государственных и муниципальных услуг предпринимателям. Обобщение практики показало, что в целом требования закона в этой сфере выполняются. Одна из заключительных проверок была проведена в Министерстве правительственных информационных коммуникаций. Важной целью министерства является внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Пермского края. Согласно Федеральному закону РФ от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные и муниципальные услуги могут предоставляться в трех формах: непосредственно в органе государственной власти либо органе местного самоуправления, в электронной форме, с помощью Единого портала предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в многофункциональных центрах. Один из наиболее удобных способов получения информации о госуслугах – это Единый портал. На нем можно получить данные о 217 государственных услугах: их предоставлении, необходимых документах и полезных контактах. Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей касаются из этого списка 72 услуги. Так, на Портале можно найти информацию Агентства по занятости населения Пермского края, Минздрава Пермского края, Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями, Минсельхоза края и многих других организаций. Все это может быть полезно предпринимателям, а главное, не займет много времени для получения нужных данных – ведь 38 услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей переведены в электронный вид. Стоит отметить, что в настоящее время 100% первоочередных государственных услуг переведены в электронный вид. Еще один доступный способ получения всей необходимой информации о госуслугах – многофункциональные центры. В настоящее время в Пермском крае, помимо основного Центра, действуют его 18 филиалов. В Центре организовано предоставление 244 различных услуг федеральных и краевых органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления муниципальных образований по принципу «одного окна». При предоставлении государственных и муниципальных услуг важным процессом является межведомственное взаимодействие в электронном виде. Именно для этого в Пермском крае действует система регионального межведомственного электронного взаимодействия. К ней подключены все исполнительные органы власти и органы местного самоуправления муниципальных образований. С помощью системы возможно получить любые документы и сведения, необходимые органам власти. Когда дело касается предоставления госуслуг, предпринимателям необходимо понимать, что такое регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления услуги и ее стандарт, утвержденный соответствующим органом власти. При этом ключевым пунктом в данном документе является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. К сожалению, регламент часто нарушается. Абсолютное количество нарушений связано с проектами правовых актов поселенческого уровня, среди которых многие были приняты незаконно. Наиболее типичными нарушениями являются отсутствие регламентации сроков и результатов предоставления услуг, установление неправомерного срока рассмотрения жалоб, запрос дополнительных документов при предоставлении услуг. Один из последних подобных актов был вынесен Министерством транспорта Пермского края. Он касался предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси. В нарушение норм федерального и регионального законодательства документ устанавливал необоснованную процедуру проверки требований к цвету кузова транспортного средства перед регистрацией всех документов предпринимателя, а не после, как это предусмотрено законом. Незаконные административные регламенты были замечены также в Нытвенском районе. Там от заявителей требовались документы и информация, которые находятся в распоряжении самих органов, предоставляющих муниципальные услуги. В Куединском районе было опротестовано постановление администрации, устанавливающее завышенные сроки рассмотрения жалоб. А в Кишертском районе обнаружено, что не во всех сельских поселениях разработаны и приняты Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг. По итогам обобщения практики за 2013 г. прокуратура Пермского края отметила, что обращения и жалобы от субъектов предпринимательства в органы прокуратуры по поводу нарушений Федерального закона не поступало. Надзор за соблюдением указанного законодательства в рамках осуществления надзора за соблюдением прав предпринимателей относится к одному из приоритетных, а потому работа прокуратуры края в данном направлении в 2014 г. будет продолжена. Татьяна Лазукова, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Пермского края Материалы по теме