Раздел III: «Гражданское право» После подведения итогов торгов, заказчик, как правило, обязан направить лицу, признанному победителем такой процедуры (лицу, подавшему единственную заявку на участие в торгах, при условии, что конкурсная, аукционная комиссия, признала такую заявку соответствующей требованиям документации о торгах) проект государственного либо муниципального контракта (далее – госконтракт) непосредственно либо опосредованно – через оператора электронной площадки, содержащий все существенные условия данной сделки. Названный проект госконтракта есть ничто иное, как оферта, направляемая заказчиком указанному лицу1. Следует согласиться с указанным мнением, поскольку в силу норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон № 94-ФЗ) (ст.ст. 27, 28, 29, 36, 37, 38, 41.9, 41.12) после подведения итогов торгов заказчик (либо оператор электронной площадки, в случае проведения аукциона в электронной форме) обязан направить победителю торгов либо лицу, заявка которого (единственная поданная заказчику) признана соответствующей требованиям конкурсной документации (документации об аукционе) проект государственного (муниципального) контракта. Данный проект составляется путем включения в него условий предложенных указанным участником (в случае проведения конкурса) либо цены контракта (в случае проведения аукциона). То есть проект госконтракта, направляемый заказчиком лицу с которым он должен быть заключен, является офертой, поскольку отвечает требованиям ст. 435 ГК РФ. Лицо, с которым должен быть заключен госконтракт по результатам размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в срок, установленный в документации о торгах с учетом положений Закона о размещении заказов, должно представить заказчику подписанный госконтракт. Названные действия, являются сделкой, – акцептом на указанную оферту, по смыслу ст. 153, 438 ГК РФ. Из норм названного закона следует, что при заключении госконтракта только заказчик может являться оферентом, а лицо, с которым такой контракт должен быть заключен – акцептантом. В случае если указанное лицо представит заказчику подписанный госконтракт, содержащий иные условия, нежели представленные ему оферентом (ст. 443 ГК РФ), то такое лицо должно быть признано уклонившимся от его заключения (ст. 29, 38, 41.12 Закона № 94-ФЗ). Исключением из этого правила не является и возможность лица, которому заказчик через оператора электронной площадки, направил проект госконтракта, направить протокол разногласий на данный проект. По смыслу ст. 41.12 Закона о размещении заказов, названный протокол разногласий не может рассматриваться в качестве новой оферты, поскольку не содержит всех существенных условий будущей сделки. Данный механизм обеспечивает исполнение заказчиком требования ч. 2 ст. 41.12 Закона о размещении заказов о том, что проект госконтракта составляется путем включения в проект, являющийся неотъемлемой частью документации об аукционе (ч. 1 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ) в электронной форме и размещенный в официальных источниках информации, цены контракта, предложенной победителем торгов либо начальной (максимальной) цены контракта, в случае если аукцион признан не состоявшимся. То есть, если заказчик направил через оператора электронной площадки лицу, с которым названный контракт должен быть заключен, госконтракт, проект такого контракта не на условиях документации об аукционе и (или) с ценой контракта, не соответствующей его предложению (начальной (максимальной) цене контракта), названное лицо, в силу ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ направляет заказчику протокол разногласий, который по своей сущности не является офертой, а указывает заказчику на не соответствие направленного им проекта закону и документации об аукционе в электронной форме. По существу такой протокол отвечает всем признакам сделки и является одновременно отказом от акцепта на «незаконный» проект госконтракта и одновременно требованием заказчику о необходимости направления ему оферты в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов. Литература: 1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2003. С. 184. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. 3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Рос. Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ // Российская газета. № 163. 28.07.2005. © Зарубин А.С., 2012 Зарубин А.С., аспирант, научный руководитель: д.ю.н., профессор Кузнецова О.А., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме