Раздел II: «Конституционное, административное и финансовое право» С учетом намерения России вступить во Всемирную Торговую Организацию исследование антидемпингового законодательства в сравнительном плане предстает реальную необходимость, обусловленную пограничным характером таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Одна из главных задач в этом направлении – обеспечить правовой инструментарий, необходимый для защиты российской экономики от нечестной конкуренции со стороны иностранных предприятий, иностранной продукции. Большую угрозу отечественным предприятиям может представить зарубежная продукция, которая поставляется в Россию по так называемым демпинговым ценам, т.е. ценам ниже нормальных. В результате российские предприятия сталкиваются с проблемой сбыта, вынуждены сокращать или останавливать производство. «Антидемпинговый процесс – это урегулированная процессуальными нормами властная деятельность уполномоченных субъектов, направленная на решение юридических дел, связанных с защитой национальных отраслей экономики государства – импортера от ущерба, причиной которого является поставка на его таможенную территорию товаров по демпинговым ценам»1. Ш.Л. Монтескье говорил: «Истинная польза народа требует, чтобы он без важных причин не устранял ни одного народа от торговли со своею страной. Японцы торгуют лишь с двумя нациями: китайской и голландской, и китайцы выручают с них по тысяче процентов на сто на сахаре и иногда столько же – на полученном за него в обмен товаре. Почти такие же прибыли получают и голландцы. Всякий народ, который пожелает следовать правилам японцев, будет неизбежно обманут. Справедливая цена товаров и истинное отношение между ними устанавливаются только конкуренцией». Объём ВВП России в 1-м полугодии2010 г. составил 20 трлн. 732,6 млрд. руб. ВВП во II квартале составил 10 трлн 859,4 млрд руб. в текущих ценах, его физический объём увеличился на 5,2% по сравнению со II кварталом 2009 г. и на 8% – по сравнению с I кварталом 2010 г.2 На фоне увеличения важнейших макроэкономических показателей объем товарооборота с зарубежными странами уменьшился. Импорт уменьшился на 100 миллиардов долларов США и в 2009 г составил 191,1,экспорт уменьшился на 166,4 и составил 304 млрд.долл. США. Опережающие темпы роста экспорта по сравнению с импортом позволяют России сводить торговый баланс с активным сальдо. Но в 2009 оно составило 112,1 млрд. долл. США ,а в 2008 составило 130,9, по показателям в 2007составило 179,7 млрд. долл. США. По данным таможенной статистике в 2009 внешнеторговый оборот России составил 64,9 %,а в 2008 cоставил 132,1%. Российские предприятия обвиняются на иностранных рынках в демпинге. Иногда под предлогом демпинга российским товарам просто-напросто закрывают путь на иностранный рынок. Наиболее активно антидемпинговые процедуры применяются в США, ЕС, Канаде, Австралии, Бразилии, ЮАР, Мексике, Индии, Республике Корея, Турции и др. Само слово демпинг происходит от английского глагола « to dump», что означает сбрасывать. С этим связывается немецкий термин «schleuderkonkurrenz» т.е. конкуренция путем сбрасывания более дешевых, чем у конкурентов, товаров в больших количествах. Это явление родилось в Германии перед первой мировой войной и стало, по мнению Рудольфа фон Далберга, одним из психологических факторов ее начала. Первоначально демпинг определялся как деятельность при которой данный товар продавался внутри страны производителя по ценам более высоким, чем при его вывозе за границу. Использовались и для определения ситуаций, когда продажная цена была ниже той, которую конкуренты в импортирующей стране могли предложить за тот же товар. Однако низкие экспортные цены не всегда являются синонимами демпинга. Дело в том, что выход на внешний рынок всегда подразумевает предложение низкой цены. С высокой ценой экспортеру бессмысленно выходить с новым товаром на рынок другой страны. Словом, проблема демпинга и применения государствами антидемпинговых мер носит комплексный и важный характер. В этой проблеме сталкиваются интересы производителей и потребителей, интересы различных государств, взаимодействующих на товарных рынках. Разрешение конфликта интересов на многостороннем межгосударственном уровне в значительной степени обеспечивается посредством права ВТО. На основе права ВТО государства принимают собственные нормативные акты, в том числе в сфере использования антидемпинговых мер, и тем самым унифицируют регулирование порядка и условий доступа товаров на рынки других государств, защиты национального рынка. Литература: 1. Шепенко Р.А. «Антидемпинговый процесс» //1989. С.68. 2. Монтескье Ш.Л. «О духе законов». 1899. С.286. 3. Внешнеторговая деятельность РФ по данным Федеральной службы государственной статистики. © Валиуллова Д. Р., 2012 Валиуллова Д. Р., студент, научный руководитель: к.ю.н., доцент Михайлов А.В., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме