Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 24
  • +7 (342) 212-12-61
  • info@pravovsem59.ru

Правовой статус Государственной инспекции труда



Правовой статус Государственной инспекции труда Раздел VIII: «Трудовое право и право социального обеспечения» Государственная (она же - федеральная) инспекция труда в российском трудовом законодательстве (ст. 354 ТК РФ) – это контрольно-надзорный орган, в чьи основные задачи входит обеспечения соблюдения норм трудового права, защита трудовых прав и свобод граждан. В ходе своего функционирования эта, по сути, система федеральных органов выполняет огромное количество разнообразных действий и реализует достаточно широкие полномочия. Федеральная инспекция труда, как гласит ст. 356 ТК РФ, кроме контроля и надзора, уполномочена и на расследование несчастных случаев на производстве, и на разработку предложений по профилактике трудового законодательства, и на расследование дел об административных правонарушениях, и на другие действия. В связи с этим возникает вопрос: не превышают ли полномочия этого органа исполнительной власти того статуса, который прямо предписан ему законом, а именно, контрольно-надзорного? По этому поводу всегда возникало много споров. Федеральную инспекцию труда представляют как контрольно-наздорный1, правозащитный2, юрисдикционный орган. Практически прямое указание на эти правовые статусы можно найти во многих нормах – для контроля и надзора это статьи 353-369 ТК РФ, для защиты прав это статья 355 пункт 1 ТК РФ, для юрисдикционного статуса это статья 356 пункт 4 ТК РФ и статья 23.12 КоАП РФ и так далее. Если принять то, что статус федеральной инспекции труда имеет смешанный характер3, то какие из его функций являются преобладающими? Так же стоит ответить на вопрос, не являются ли некоторые полномочия федеральной инспекции труда излишними. Ведь для государственного органа полномочия означают не столько право на какое-либо действие, сколько обязанность его реализовать в случае, предусмотренном в законе. На эти и другие вопросы о статусе федеральной инспекции труда стоит ответить, так как их существование приводит к частым спорам в практике разрешения различного рода нарушений и конфликтов между работниками и работодателями. Литература: 1. Попова О.И. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12. 2. Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование: Проблемы теории и практики: монография. Волгоград, 2004. С. 194 3. Барбашова Т.П. Инспекция труда: дубина или хворостина? // Бизнес-адвокат. 2005. № 5. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». © Агеева А.С., 2012 Агеева А.С., студентка, научный руководитель: старший преподаватель Бикеев А.А., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме

Загрузка комментариев...