В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция ДСЭР) стратегической целью государственной политики в области образования названо повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. (См. распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»). В настоящее время в России насчитывается более 800 тыс. студентов, обучающихся по юридической специальности, однако, по данным социологического исследования, больше половины работодателей подыскивают себе выпускников конкретных вузов. При этом юридическое образование России в течение последних 10-15 лет остается популярным. Причины этого кроются в существовавшем до настоящего времени дефиците юристов и новом векторе развития экономики страны. Несмотря на существующее количество вузов, где ведется подготовка по юридической специальности, потребности рынка в квалифицированных юридических кадрах не удовлетворены. Необходимость модернизации образования, в том числе юридического, вызвана не только обстоятельствами внутригосударственного характера, но и международными тенденциями. Решение вопросов повышения качества юридического образования требует учета тенденций развития как всей системы образования, так и деятельности юридических вузов. Среди общих проблем можно выделить несколько, которые будут рассмотрены ниже. 1. Обособленное положение негосударственных учреждений высшего профессионального образования в совокупности с низким качеством выдаваемых ими дипломов о высшем образовании. Негосударственные вузы в России составляют около половины (при этом интересно отметить, что из общего числа студентов, обучающихся на платной основе, 52% обучается в государственных вузах). Существует более 2000 филиалов высших учебных заведений, более 4000 представительств. Более 300 филиалов ведут образовательный процесс неполным циклом (2-3 года обучения в филиале с последующим переводом в основной вуз). Выявляется большое количество нарушений, состоящих в отсутствии лицензий на ведение образовательной деятельности у филиалов. Построение системы органов управления образованием таково, что негосударственный сектор образовательных учреждений характеризуется обособленностью. В законодательстве отсутствуют четкие схемы взаимодействия государственных органов и указанных вузов – регулирование происходит на уровне общих требований к образовательным учреждениям соответствующего вида и профиля, в то время как в соответствии с Концепцией ДСЭР необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию. 2. Государственно-правовое регулирование учебной и научно-исследовательской деятельности вузов. Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Исходя из существующего бюджетного финансирования образовательного процесса в целом, без разделения средств на исследовательскую и образовательную деятельность, необходимо закрепить нормы-гарантии для университетской науки. Внебюджетные же источники у университета возникают в результате инициативной деятельности на конкурентном рынке. Около трети средств западные университеты (более адаптированные к рыночным условиям) получают от грантовой деятельности. В российских университетах (в том числе гуманитарных) эта деятельность нередко носит характер «разовой». Между тем государство ориентировано на обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, и государственное грантовое (конкурсное) финансирование может стать одним из главных инструментов повышения эффективности государственных расходов на науку, уровень которых в соответствии с Концепцией ДСЭР планируется довести к2020 г. в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30%. 3. Автономия вуза. Возможность формировать обязательную и вариативную части образовательного стандарта на основании проведенных исследований на предмет востребованности конкретных специальностей, содержательных характеристик образовательных программ с учетом особенностей конкретной юридической профессии позволяет вузу более гибко корректировать образовательную деятельность и таким образом реализовывать академическую автономию. Государственный стандарт призван существовать не как совокупность изначальных установок на содержание и количество преподаваемых предметов, а как система требований в форме контроля государства за качеством предоставляемого образования. Это способствует внедрению новых организационно-правовых форм образовательных организаций, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью. Необходимость финансовой автономии государственных вузов обусловлена острой нехваткой бюджетного финансирования. Но при этом инициирование поддержки субъектов инновационного развития в сфере образования частными структурами должно быть связано с обеспечением механизма, создающего заинтересованность для такой поддержки, а не заключаться только в предоставлении кредитов банкам на указанные цели, как это имело место в целях поддержки инновационных предприятий в рамках антикризисных мер. Инвестиционная привлекательность сферы образования должна быть обеспечена урегулированностью договорных правоотношений инвестора и образовательной организации (вопросы прав на результат труда, ответственности сторон по обязательствам, момента окончания договорных обязательств; наличие страховых фондов). Необходимо увеличение доли внебюджетных поступлений пропорционально расширению возможностей кредитования образовательной организации и как следствие – увеличение материальных активов. Такой пример демонстрирует КНР, где существуют целевые правительственные фонды, университетские фонды и банковские кредиты вузам. В указанных целях предлагается снижение инвестиционных рисков (развитие общественных институтов управления образованием, обеспечение для учредителей большей прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями). При этом реформирование сложившейся системы образования должно учитывать необходимость обеспечения конституционных гарантий права граждан на получение бесплатного образования и соблюдения всех установленных процедур, обеспечивающих качество образования (лицензирование, аттестация, аккредитация). Отсюда представляется закономерной обязательность некоммерческого характера деятельности образовательных организаций. 4. Востребованы юристы с хорошим знанием экономики (финансово-правовая специализация), экологии (эколого-правовая специализация), информатики (информационно-правовая специализация), т.е. неюридических специальностей. Это требует новых подходов в формировании государственных образовательных стандартов. 5. Индивидуализация обучения. Значимость приобретения фактографических знаний в ближайшей перспективе будет снижаться, тогда как способность разбираться в сложных системах, находить, оценивать, организовывать и творчески использовать соответствующую потребностям информацию, так же как и способность обучаться, станет критически важной. Традиционное обучение в больших группах (лекция-семинар) превращает студента в пассивного субъекта. Необходимо формировать способность аналитически мыслить, выстраивать правовую позицию. Методики индивидуального обучения по разным специальностям при этом объективно различаются, что следует предусмотреть при выработке концептуальных положений, образовательных стандартов и учебных планов. Требуется более подробная регламентация в системе юридического образования дистанционного обучения, которое должно рассматриваться как часть общего учебного процесса. Приобретение знаний «лицом к лицу» останется жизненно важным для социализации личности, особенно в детстве, при получении начального и среднего образования. Дистанционное образование – прерогатива высшего профессионального и послевузовского образования, особенно в целях обеспечения непрерывного образования в течение всей жизни. 6. Низкая оплата труда профессорско-преподавательского состава, связанная с отменой Единой тарифной сетки и предоставлением вузу самостоятельности при решении вопросов, касающихся оплаты труда. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 16.05.2012) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений). Данным документом предусмотрено, что: