Раздел III: «Гражданское право» 24 ноября 2011 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»1. Новый перечень был значительно расширен путем увеличения количества наименований товаров и к тому же стал открытым. Такой подход вносит в перечень неопределенность и дает возможность для злоупотреблений со стороны продавца (изготовителя). Права потребителей технически сложных товаров закреплены в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»2. Правовой механизм защиты прав потребителей технически сложных товаров имеет свои особенности. Осложняет его то, что перечисленные в ст. 18 Закона условия не конкретизированы. Законодатель дает примерный перечень существенных недостатков в товаре, используя при этом оценочные категории. Такой подход не является правильным, так как у потребителя и продавца оценка будет разной. Использование четких формулировок, служит ориентиром для обеих сторон и позволяет уменьшить количество злоупотреблений, прежде всего, со стороны продавца, и как следствие количество судебных разбирательств по данным спорам. В качестве одного из условий удовлетворения требований потребителя названа невозможность использования товара в совокупности более чем 30 дней в течение гарантийного года срока вследствие неоднократного устранения недостатков. Если подойти критически, указанное требование значительно ущемляет права потребителя, так как он вынужден понести расходы на ремонт товара, лишен возможности его использования, а значит удовлетворения своих потребностей, так как новый перечень технически сложных товаров практически идентичен перечню товаров длительного пользования, которые не предоставляются во временное пользование при замене или ремонте3. Таким образом, расширив перечень технически сложных товаров, законодатель существенно снизил возможность реализации потребителем права на защиту, ухудшив его положение. Нормы, касающиеся защиты прав потребителей технически сложных товаров, требуют четкости и логичности изложения в целях защиты интересов потребителя, а также для однообразия правоприменения. Дополнительным способом защиты потребителя должен стать принцип добросовестности. В действующем законодательстве добросовестность не закреплена в качестве основополагающего принципа права, что является явным его недостатком. Введение принципа добросовестности, придание ему более «весомого» значения предусмотрено Концепцией совершенствования гражданского законодательства4, а также проектом изменений в ГК РФ ч.1.5 «Мы вводим этот принцип в ГК, и не в качестве пожелания, а в качестве требования права. Добросовестность - необходимое условие установления отношений, заключения и исполнения договора»6. Как отмечает И.Б.Новицкий, «принцип добросовестности дает известное направление решению судьи. Этот принцип оказывается востребованным, когда судья не может найти ответ на возникший вопрос ни в законе, ни в договоре»7. Таким образом, введение принципа добросовестности в гражданское законодательство позволит повысить уровень защиты прав потребителя. Приведем несколько возможных вариантов недобросовестного поведения продавца: продажа товаров бывших в употреблении без уведомления об этом покупателя; продажа сертификатов дополнительного сервиса на услуги, которые в соответствии с законодательством должны оказываться бесплатно, в рамках гарантийных обязательств продавца (изготовителя); продажа товара с несущественными недостатками, которые образовались до передачи его покупателю, но проявились по истечении 15 дней со дня продажи. Полагаем, что в подобных случаях необходимо применять систематическое толкование конкретных норм, устанавливающих гражданско-правовую обязанность продавца, например, провести предпродажную подготовку товара или предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре с принципом добросовестности. В результате обнаружим в действиях проявление недобросовестности продавца, ненадлежащего исполнения обязанности. Неисполнение обязанности или исполнение на других условиях служат основанием для предъявления требования, в том числе в судебном порядке8. Литература: 1. Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»//СПС «Консультант плюс». 2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) «О защите прав потребителей»//СПС «Консультант плюс». 3. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»//СПС «Консультант плюс». 4. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // СПС «Консультант плюс». 5. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. // http://www.arbitr.ru. 6. Яковлев В.Ф. «Разрешение споров, как и сам деловой оборот, должно быть основано на переговорах»// http://www.arbitr.ruc. 7. Дерюгина Т.В Добросовестность участников гражданских отношений как предел и принцип права//Юристъ - Правоведъ. 2009. № 6. С. 62. 8. Кузнецова О.А. Нормы-принципы российского гражданского права. М.: Статут, 2006. С. 290. © Нечкина Е.Ю., 2012 Нечкина Е.Ю., студентка, научный руководитель: к.ю.н., доцент Шершень Т.В., Пермский государственный национально исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме