Раздел V уголовное право Проблема коррупционных преступлений в России проявляется во всех сферах жизни общества, и актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнения. Коррупция, охватившая всю страну и проблемы, связанные с её выявлением представляют собой особые трудности в решении задач по борьбе с этим явлением со стороны оперативно-следственных органов, обусловливают многих специалистов, как практиков, так и научных работников, настаивать на необходимости легализации метода борьбы с таким явлением как провокации взятки. Провокация – это «предательское поведение, подстрекательство кого-либо к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжкие для него последствия»1. Суть провокации состоит в том, что провокатор сам возбуждает у другого лица намерение совершить преступление с целью последующего изобличения этого лица либо его шантажа, создания зависимого положения и т.п. От провокации взятки следует отличать оперативный эксперимент – оперативно-розыскное мероприятие, проводимое в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2011 г. ) и имеющее своей целью изобличение в совершении преступления лица, инициировавшего дачу взятки или коммерческий подкуп. В отличие от оперативного эксперимента, при провокации взятки инициатива в передаче денег или оказании имущественной услуги исходит от лица, передающего деньги или оказывающего услугу, которое при этом изначально стремится сформировать доказательство совершения должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, преступления. Подталкивание сотрудниками правоохранительных органов или иными лицами должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, к получению материального вознаграждения или услуг материального характера при отсутствии данных о наличии у последнего стремления к получении указанной выгоды, должно расцениваться как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность за получение взятки2. Определение провокации взятки и коммерческого подкупа в ст. 304 УК РФ как «попытки передачи» вовсе не означает отсутствие данного состава преступления, если провокация удалась и передача ее предмета состоялась. Используя такое описание преступления, законодатель просто переносит момент окончания преступления на более раннюю стадию, не связывая, таким образом, состав провокации взятки или коммерческого подкупа с той или иной реакцией провоцируемого лица3. Что бы ни говорили сторонники использования метода провокации в выявлении склонных к подкупу должностных лиц, Федеральный закон от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» достаточно определенно исключает провокацию в работе оперативных подразделений. В заключение следует отметить, что в целях предотвращения совершения сотрудниками полиции при проведении оперативно-розыскной деятельности или проверочной закупки противоправных действий в виде провокации преступления, недопущения привлечения их к уголовной ответственности по ст. ст. 285, 286 УК РФ, необходимо, в первую очередь, регламентировать понятия и определения этих оперативно-розыскных мероприятий 4, процедуру действий оперативных сотрудников при их реализации путем внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Назрела и необходимость выработки более четкой позиции законодателя в отношении уголовной ответственности за провокацию взятки. Стремясь повысить эффективность борьбы с данной категорией преступлений путем усиления уголовной ответственности (статья 291 УК РФ5), законодатель отчасти действительно усилил последнюю6. Однако для большинства случаев ответственность осталось не столь жёсткой, как должно было бы быть. Литература: 1. Толковый Словарь русского языка. / Под ред. Ожегова Н.И., Шведова Н.Ю. М.,1997. С. 607. 2. Волженкин Б. Допустима ли провокация как метод борьбы с коррупцией? // Российская юстиция. – М.: Юрид. лит., 2001, № 5. – С. 43-45. 3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Отв. ред. В.М. Лебедев. – М.: Юрайт-М, 2012. – 736 с. 4. Гаврилов Б.Я., К вопросу о провокации преступлений (с учетом решений Европейского суда по правам человека) // Российская юстиция. 2006. N 5. С. 44 – 50. 5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012). 6. Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». © Соловьева В.С. Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме