Основанием для проведения проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение дорожной и коммунальной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, явился рост числа жалоб. На момент обобщения в Пермском крае на учете состояло 15 258 многодетных семей, имеющих право на льготное получение земельных участков, из которых фактически получили участки 8 372 семьи, то есть половина нуждающихся. И только 28% предоставленных земельных участков обеспечены коммунальной инфраструктурой (газо- и водоснабжением). В пятнадцати территориях края, охваченных прокурорскими проверками, дорожной инфраструктурой обеспечено только 40% земельных участков. Результаты обобщения свидетельствуют, что муниципальные образования края не располагают бюджетными средствами, достаточными для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков всех многодетных граждан, состоящих на учете на получение таких земель. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие в отдельных территориях, утвержденных в установленном порядке, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (Краснослудское и Сенькинское сельские поселения Добрянского района, Верещагинское городское поселение, Сарсинское городское поселение Октябрьского района) и программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений и городских округов (не утверждены ни в одном муниципальном образовании края). Не все территории, у которых есть потребность в обеспечении земель многодетных дорожной инфраструктурой, подали заявки на получение субсидий на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения в пределах границ населенных пунктов. Из 48 муниципальных районов и городских округов в 2014–2016 годах постоянно подавали заявки только 16 муниципальных образований (30%), в том числе Соликамский и Осинский районы, Лысьвенский городской округ). Были установлены факты продажи 67 земельных участков из-за невозможности их освоения, в том числе в 11 случаях участки проданы полностью, в 56 случаях земельные участки были разделены на два, один из которых продан. В некоторых территориях органами местного самоуправления до сих пор не приняты порядки ведения учета многодетных семей для предоставления земельных участков (отдельные поселения Ординского, Частинского, Верещагинского муниципальных районов), формирования перечня земельных участков для предоставления многодетным семьям (Стряпунинское поселение г. Краснокамск) и распределения включенных в перечень земельных участков между многодетными семьями (Гремячинский и Частинский районы). По всем фактам бездействия территориальными прокурорами внесены представления. Прокурорами г. Краснокамска, Осинского, Куединского и Октябрьского районов опротестованы отдельные положения муниципальных порядков ведения учета многодетных семей (отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении земельных участков, полномочия по учету многодетных незаконно переданы муниципальному учреждению, допускали принятие решений о постановке на учет без необходимых обязательных сведений). Прокурорами Куединского и Осинского районов опротестованы отдельные нормы муниципальных порядков формирования перечней земельных участков, подлежащих предоставлению многодетным семьям (в части установления минимального размера предоставляемого земельного участка, а также требований к включению земельных участков в указанный перечень). В отдельных поселениях Кунгурского, Октябрьского, Осинского, Частинского и Гремячинского районов на момент проведения проверок не были утверждены перечни земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям. Прокурорскими проверками были также установлены факты незаконного принятия решений о включении семей в реестр на получение земельного участка в отсутствие статуса многодетной семьи, сведений из ЕГРП об отсутствии у заявителей земельных участков (Добрянка, Краснокамск). Прокуратурами г. Краснокамска и Осинского района установлены факты включения в Перечень земельных участков, подключение которых к сетям инженерно-технического обеспечения не было предусмотрено программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений. Администрациями Гремячинского сельского поселения, Крыловского и Пальского сельских поселений Осинского муниципального района многодетным семьям были предоставлены земельные участки, не включенные в соответствующие перечни. Администрации Голдыревского, Плехановского, Сергинского сельских поселений Кунгурского района не во всех случаях запрашивали выписки из ЕГРП, подтверждающие отсутствие у заявителей в собственности земельных участков. По всем выявленным нарушениям закона территориальными прокурорами приняты меры реагирования. Устранение нарушений находится на контроле органов прокуратуры. Наталья Фисун, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики, Управление по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края Первый пермский правовой портал Материалы по теме