Прокуратурой Пермского края была проведена проверка деятельности регионального оператора государственного банка данных о детях — отдела по опеке и попечительству Министерства социального развития Пермского края. Проверено соблюдение требований законодательства по формированию, ведению и использованию государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Проверке подвергся также процесс устройства детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, иностранных граждан. При наличии положительных результатов по устройству детей в семьи, в том числе иностранных усыновителей, выявлены нарушения законодательства. Были обнаружены нарушения в формировании, ведении и использовании банка данных о детях. Зафиксированы факты формального проведения в интернатных сиротских учреждениях, органах опеки и попечительства контрольных мероприятий, в связи с чем анкеты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их устройства в семью заполняются с нарушением требований законодательства либо вообще не направляются. В результате полный учет детей, подлежащих передаче в семью, со стороны регионального оператора не осуществляется. Выборочное изучение дел кандидатов в усыновители показало, что кандидатам в усыновители — иностранным гражданам не направляются ежемесячные письменные уведомления о результатах поиска детей. Нарушается очередность в работе с иностранными семьями при предъявлении детей. Кроме того, нарушаются требования о приоритетном получении соответствующей конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами, поставленными на учет ранее. Это порождает обоснованные жалобы. Не получая своевременно сведения о детях, которые могут быть ими усыновлены, иностранные граждане – кандидаты в усыновители прекращают в отношении себя учет, в связи с чем возникает нарушение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на устройство в семью. По сведениям Министерства образования и науки Российской Федерации 80% усыновлений российских детей иностранными гражданами происходит через аккредитованные организации. Однако в Пермском крае за период 2011–2013 годов при содействии аккредитованных агентств усыновлено 229 детей, что на 16,7% меньше, чем независимыми иностранными гражданами (275), что не дает возможности эффективно контролировать условия жизни и воспитания детей за рубежом. Права и законные интересы детей, усыновленных иностранными гражданами не через аккредитованные агентства, нарушаются, так как для независимых иностранных усыновителей не предусмотрена ответственность за непредставление отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных детей. Так, проверкой выявлены факты отсутствия отчетов об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных независимыми французскими гражданами. Имеют место случаи допуска к конфиденциальной информации посторонних лиц: личные дела иностранных граждан — кандидатов в усыновители выдаются лицам, не уполномоченным на их получение. По результатам проверки министру социального развития Пермского края Татьяне Абдуллиной внесено представление с требованием рассмотреть его с участием прокурора, устранить выявленные нарушения и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших грубые нарушения закона при исполнении обязанностей, о чем сообщить в прокуратуру края в установленный законом месячный срок. Татьяна Шуваева, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры края Первый пермский правовой портал Материалы по теме