Прокуратурой Пермского края проанализирована и обобщена практика исполнения законодательства о местном самоуправлении при подготовке и принятии правовых актов органами местного самоуправления, взаимодействия и обмена информацией с органами прокуратуры края, а также практика прокурорского надзора в данных сферах. Для повышения качества исполнения требований приказов Генерального прокурора РФ в сфере надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов и участия в правотворческой деятельности органов местного самоуправления принят ряд организационных мер. В рамках проводимой работы по выстраиванию взаимодействия органов прокуратуры и муниципалитетов вопросы участия прокуроров в правотворческой деятельности органов местного самоуправления обсуждаются ежеквартально на заседаниях межведомственной рабочей группы по обеспечению соответствия правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Конституции РФ и федеральному законодательству совместно с представителями администрации губернатора Пермского края, Совета муниципальных образований Пермского края. Работники аппарата прокуратуры края участвуют в разработке модельных уставов муниципальных образований в рамках заседаний рабочей группы «Стандартизация нормативной правовой базы» Совета по обеспечению развития местного самоуправления в Пермском крае. Принятые меры способствовали повышению качества и эффективности прокурорского надзора в сфере муниципального нормотворчества, а также участия прокуроров в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В 2013 г. органами местного самоуправления принято более 140 тысяч правовых актов, около 123 тыс. актов изучено городскими районными прокурорами. Органами прокуратуры края оспорено 3158 правовых актов (4462 — в 2012 г.), приведено в соответствие с федеральным законодательством 2948 (3955 — 2012 г.) актов. Таким образом, эффективность принимаемых органами прокуратуры края мер в сфере муниципального нормотворчества составляет более 93%. Из общего количества оспоренных актов горрайпрокурорами приняты меры реагирования по приведению в соответствие с федеральным законодательством 2105 нормативных правовых актов (АППГ — 2496), из них приведено в соответствие 2024 нормативных правовых акта (АППГ — 2340), что составляет 96%. С начала 2014 г. органами местного самоуправления принято более 5000 нормативных правовых актов, каждый пятый из которых оспорен прокурорскими работниками. По предложениям прокуроров абсолютным большинством органов местного самоуправления закреплена обязанность данных органов о направлении в прокуратуры нормативных правовых актов и их проектов. В большинстве прокуратур поступление проектов нормативных правовых актов практикуется также в электронном виде через сеть «Интернет». Вместе с тем имеются и недостатки при осуществлении органами местного самоуправления своих полномочий. Прокурорами установлены случаи несвоевременного поступления нормативных правовых актов из органов местного самоуправления. Прокурорами проводится активная работа по приведению муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства о противодействии коррупции: в 2012 г. по протестам прокуроров изменено или отменено 77 таких правовых актов, в 2013 г. — 61, в первом квартале 2014 г. — 11. Вместе с тем не во всех муниципальных образованиях края до настоящего времени в полном объеме сформирована муниципальная нормативная правовая база в сфере противодействия коррупции. Также прокурорами выявляются нарушения при исполнении требований Закона Пермского края от 02.03.2009 № 390-ПК «О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края», устанавливающего обязанность органов местного самоуправления представлять муниципальные нормативные правовые акты и дополнительные сведения к ним в уполномоченный орган для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края. Несмотря на принимаемые прокурорами меры, до настоящего времени не представляют сведения для включения в Регистр органы местного самоуправления отдельных районов и сельских поседений Прикамья. В их числе администрация Вишерогорского сельского поселения Красновишерского муниципального района. Также нерегулярно представляют нормативные правовые акты в Регистр представительные и исполнительные органы местного самоуправления Кизеловского муниципального района, Кизеловского городского поселения, Северно-Коспашского, Южно-Коспашского и Шахтинского сельских поселений. Кроме того, органы местного самоуправления повсеместно не направляют для включения в Регистр акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных нормативных правовых актов (протесты, представления, заявления в суд), решения, постановления и определения судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов, как это установлено Законом Пермского края «О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края». Результаты обобщения явились предметом обсуждения на заседании коллегии прокуратуры края с участием представителей Совета муниципальных образований края, департамента муниципальных актов администрации губернатора края, Управления Министерства юстиции России по Пермскому краю. По итогам коллегии решено принять дополнительные меры к надлежащему исполнению органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей. Елена Шишкина, старший прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры края Первый пермский правовой портал Материалы по теме