1 июля 2016 года начала работать Государственная информационная система ЖКХ. Всех поставщиков коммунальных услуг и управляющие компании обязали зарегистрироваться в ней и разместить необходимую информацию. Для собственников квартир такой обязанности не возникло, их подключение к ГИС является добровольным. К моменту запуска системы в ней было зарегистрировано порядка 50 000 организаций. В их число вошли ТСЖ, органы власти, управляющие и ресурсопоставляющие компании. Зарегистрироваться в ГИС ЖКХ и опубликовать там актуальную информацию эти организации заставляет ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209‑ФЗ «О государственной информационной системе жилищно‑коммунального хозяйства». С помощью ГИС ЖКХ все граждане, которые владеют квартирами или являются их нанимателями, получили возможность проверять корректность сделанных им начислений по коммунальным услугам. Система позволяет проводить постоянный мониторинг деятельности своей управляющей организации, а также в режиме реального времени контролировать все расходы и доходы по многоквартирному дому. Ее функционал позволяет подавать обращения поставщикам услуг и жалобы в контролирующие органы, а также получать квитанции на оплату услуг ЖКХ. Информация, которую обязательно должна быть представлена в ГИС ЖКХ, перечислена в Приказе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр. За нарушение размещения таких данных для УК, ТСЖ и поставщиков услуг предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 13.19.2 КоАП РФ. Наказание в виде штрафа достигает 200 000 рублей, а в виде дисквалификации — до 3 лет. Главный принцип, на котором основано размещение данных в ГИС ЖКХ — однократность их ввода. Уполномоченные органы не смогут требовать от организаций информации, которая содержится в информационной системе. Более того, вся нормативно‑правовая база системы будет обновляться автоматически из федеральных баз. Если ТСЖ или УК имеет более актуальную информацию, она всегда имеет возможность обновить ее самостоятельно. Структурно ГИС ЖКХ представляет собой две части — открытую и закрытую. При этом первая открытая часть информации доступна для всех посетителей сайта. А вот для получения информации из закрытой части системы гражданину придется, как минимум, зарегистрироваться на портале госуслуг. Помимо этого в ГИС ЖКХ информация делится на постоянную, такую, например, как сведения об этажности домов, площади квартир, а также на периодическую. Статичная постоянная информация подлежит внесению в систему однократно, а периодические данные, к которым, в том числе, относятся данные о стоимости коммунальных услуг, подлежат регулярному обновлению. Если пользователь системы не нашел в ней ответа на интересующий вопрос, то он может задать его службе поддержки посредством заполнения размещенной в системе форме или лично по телефону «горячей линии» 8‑800‑302‑03‑05. С 1 июля 2016 года служба поддержки ГИС ЖКХ работает круглосуточно и без выходных. По материалам Петербургского правового портала Первый пермский правовой портал Материалы по теме