Согласно Федеральному закону от 04.12.2006 N 200-ФЗ «Лесной кодекс РФ» (ч. 1 ст. 6) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов и землях особо охраняемых природных территорий (ст. 23 ЛК РФ). Все леса, независимо от принадлежности, подлежат охране от пожаров. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 51 ЛК РФ). В соответствии со ст. 98 ЛК РФ на территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, обязанность по тушению пожаров в лесах по закону возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2011 N 344 «Об утверждении Правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров» подразделения пожарной охраны привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникающих вследствие лесных пожаров на территории Российской Федерации. Согласно пункту 2 Правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 N 376, чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются на: а) чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 гектаровв зоне наземной охраны лесов и более200 гектаровв зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более 2 суток; б) чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории 1 субъекта Российской Федерации, при этом значения 2 и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта Российской Федерации на 50 процентов или более превышают их средние значения за предыдущие 5 лет на эту же календарную дату для данного субъекта Российской Федерации: – количество лесных пожаров в расчете на 1 млн. гектаров площади земель лесного фонда; – доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров; – средняя площадь одного пожара; – доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда; в) чрезвычайная ситуация в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более субъектов Российской Федерации, при этом на территории каждого из субъектов Российской Федерации введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера; г) чрезвычайная ситуация в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера. Согласно статье 16 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 69 «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей. Таким образом, обязанность по тушению пожаров в городских лесах по закону возложена на ГУ МЧС России по Пермскому краю. В.В. Мормуль, начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Пермскому краю, полковник внутренней службы Источник: ГУ МЧС России по Пермскому краю Материалы по теме