Раздел III: «Гражданское право» О необходимости совершенствования процедуры подготовки к ратификации международных договоров в области усыновления детей Сближение культур различных стран, их политическая интеграция обусловили возникновение такого правового института, как международное усыновление. Случаи усыновления детей гражданами иностранного государства в настоящее время получили большое распространение во всем мире. В Российской Федерации тенденция к росту усыновлений детей – российских граждан иностранцами наблюдалась с 1993 по 2004 г.г. Согласно данным сайта Интернет-проекта Министерства образования и науки РФ, в 2010 году доля усыновлений детей – граждан России иностранными гражданами составила 30%1. Вместе с тем, анализ правоприменительной практики, свидетельствует о наличии целого ряда проблем, связанных с защитой прав российских детей, усыновляемых иностранными гражданами. Средства массовой информации, правозащитные организации, обращают внимание на участившиеся случаи жестокого обращения с усыновленными детьми из России.2 Причиной этих проблем зачастую выступают различия в правовых системах России и иностранных государств, которые и обуславливают наличие коллизий в правовом регулировании отношений по усыновлению детей. Особенности правовых систем Российской Федерации и страны, в которую будет передан усыновленный ребенок, можно учесть посредством заключения международного двустороннего договора. На сегодняшний день среди подобных актов можно назвать лишь действующий Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей3. Договор с Италией является первым двусторонним международным соглашением подобного рода в российской договорной практике, позволяющим на международном уровне закрепить правовые гарантии и обеспечить защиту прав усыновленных детей. Договор предусматривает обязанность договаривающихся сторон принимать все необходимые меры для предотвращения и пресечения незаконной деятельности в отношении усыновляемых детей, в нем подробно прописана процедура усыновления и разработан механизм контроля за условиями жизни детей после усыновления. Поскольку указанный договор нуждался в ратификации4, призванные к обеспечению интересов детей его положения долгое время не действовали. Сам процесс ратификации договора, который детально регламентирован ФЗ «О международных договорах» и Регламентом Государственной Думы РФ5, прошел достаточно быстро. Очень большой период времени (более 10 месяцев) заняла подготовка договора к ратификации, регулирование которой в российском законодательстве отсутствует. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», и конкретизирующий его положения Регламент Государственной Думы РФ содержит лишь указание на то, что международный договор, подлежащий ратификации, вносится Президентом и Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания вместе с проектом федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и другими необходимыми документами и материалами. Вместе с тем, отсутствие регулирования процедуры подготовки международных договоров к ратификации, сроков ее проведения приводят к злоупотреблениям со стороны должностных лиц6, что негативно сказывается на интересах детей, которые передаются на международное усыновление. Указанная проблема нашла свое отражение вновь, после заключения международных договоров, посвященных усыновлению, с США и Францией7. Подписанные в 2010 году проекты федеральных законов о ратификации договоров с США и Франции в настоящий момент все еще находятся на согласовании в государственных органах и организациях. Вместе с тем подобное согласование представляется не совсем целесообразным, поскольку ст. 9 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает, что предложение о заключении международного договора еще до представления его Президенту согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Само подписание международного договора Российской Федерацией должно свидетельствовать о том, что в нем учтены требования государственных органов. На основании вышеизложенного, представляется, что законодателем должны быть разработаны и закреплены положения, регламентирующие процедуру подготовки международных договоров к ратификации. Новые положения должны содержать конкретные сроки проведения данной процедуры с указанием ответственных органов, на которые будут возлагаться функции по подготовке документов к ратификации. Указанные нововведения представляются достаточно важными в свете переговоров Российской Федерации с Испанией, Исландией, Великобританией, Ирландией и Израилем8 о заключении аналогичных соглашений в области усыновления детей. Принятие подобных мер позволит упростить и ускорить процедуру введения в действие соответствующих международных документов, что будет соответствовать интересам усыновляемых детей. Литература: 1. Данные федерального государственного статистического наблюдения. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ «Усыновление в России» // http://www.usynovite.ru/statistics/ (дата обращения 05.03.2012). 2. Случаи жестокого обращения с приемными детьми из России в США (справка по состоянию на 30.08.2010). // http://ria.ru/spravka_society/20100830/270473354.html (дата обращения 05.03.2012). 3. Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Подписан в г. Москве 06.11.2008. Ратифицирован 09.11.2009 N 258-ФЗ // СЗ РФ. 01.02.2010. N 5. Ст. 462. 4. См.: п. 1, п. 2 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // СЗ РФ. 17.07.1995. N 29. Ст. 2757. 5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О регламенте Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 22 января1998 г. N 2134-II ГД (ред. от 21.12.2011) // Ведомости ФС РФ. 1994. N 3. Ст. 160. 6. Для разрешения проблемы длительности подготовки международных договоров к ратификации используются различные методы. Так, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было направлено обращение «К Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину о заключении двусторонних международных договоров о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей», в котором содержалось предложение о необходимости ускорения подготовки к ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (см. подробнее http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=PRJ;n=75034). 7. Документы доступны в разделе «Законопроектная деятельность» на Интернет-сайте Министерства образования и науки Российской Федерации // http://mon.gov.ru/dok/proj/ (дата обращения 05.03.2012) 8. Договор об усыновлении с Исландией начнут готовить в ближайшее время. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ «Усыновление в России» // http://www.usynovite.ru/massmedia/81303db198.html (дата обращения 05.03.2012). © Дятчин И.А., 2012 Дятчин И.А., студент, научный руководитель: к.ю.н., доцент Шершень Т.В., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме