Законодательство федеративного государства несомненно сложнее, чем у государства унитарного. В законах закреплена некоторая политическая самостоятельность частей государства, поэтому с научной точки зрения не совсем ясно, насколько самостоятельна система права различных подсубъектов Российской Федерации. В Конституции России полномочия разделяются на принадлежащие субъектам и принадлежащие собственно Федерации. Российская Конституция предполагает создание субъектами Федерации собственного законодательства. В связи с этим многие учёные-юристы предполагают, что логично было бы выделить и региональное право как самостоятельный институт. Право в федеративном государстве представляет собой двухуровневую систему, где связаны между собой собственно федеративное право и право субъектов Федерации. Это проявляется например в том, что федеративный центр не имеет права что-либо менять в правовом статусе своих субъектов без их согласия. Субъекты, или регионы, имеют полномочия отличные от таковых для Федерации в целом. При этом речь идёт о группе юридических норм, которая существует вне правовых связей, вне системы права, абстракно. Поэтому и не идёт речь о месте регионального права в законодательной системе, о его роли. При этом исследователи делятся на тех, кто против выделения регионального права в качестве самостоятельного, и тех, кто считает, что его необходимо выделить как отдельную независимую подсистему. Они говорят о том, что регулирование общественных связей на региональном уровне несомненно существует автономно, а его выделение пойдёт на пользу российскому законодательству. Так существуют веские основания для разделения законодательных норм не только по признаку принадлежности к той или иной отрасли общественной жизни, но и по уровню субъекта власти федеративного государства. Однако другие исследователи утверждают, что признание регионального права самостоятельной отраслью не соответствует сложившемуся пониманию права и несколько преждевременно. В системе права главное — это предмет правового регулирования и метод. А в законодательстве важна сила действия законодательсных актов и как следствие — их иерархия. Поэтому в законодательстве можно выделить два уровня права, а в системе права это невозможно, иначе произойдёт путаница из-за подмены понятий. Но с другой стороны, деление на отрасли права и отрасли законодательства слишком жёсткое и не дающее развиваться всей правовой системе в целом, поскольку возможно появление новых отраслей в законодательстве, но невозможно своевременная реакция всей системы права. Поэтому следовало бы подменить систему права на законодательную. Однако при этом система права теряет свою практическую ценность и перестаёт быть образцом для законодателя. Стоит также подумать о том, что федеральное и региональное право не регулируют общественные отношения каждое по отдельности, а действуют совместно, а потому, есть ли смысл так резко разделять их законодательно? Если рассматривать их во взаимосвязи, то региональное право будет теми юридическими нормами, которые действуют на территории субъекта федерации, т.е. это будет право субъекта Федерации. Общие закономерности правовой системы, конечно, присутствуют на всех уровнях отношений в обществе. Поэтому и правовые нормы субъекта Федерации имеют те же правовые принципы, что и вся система права в целом, но вместе с тем и отличия регионального характера. Полностью система права и система законодательства не совпадают, несмотря на то, что имеют много общего. Но в то же время они взаимовлияют друг на друга. Так и появление новых отраслей в законодательстве повлечёт за собой проверку системы права в целом. Поэтому и выделение регионального права потребует анализа истоков такого выеления, а равно и возможных его последствий. В то же время правовое регулирование в субъектах Федерации не может быть незавимимым от законодательства самой Федерации. Ненатуральным будет выглядеть группировка нормативных актов по уровню в иерархии власти без учёта взаимосвязей, взаимозаисимостей. При этом будет потерян сам принцип федерализма и существующая система права начнёт разваливаться. Собственная группа норм субъекта Федерации не обладает абсолютной автономностью и систематичностью. Хотя в разных регионах действуют свои правовые нормы, которые регулируют примерно одинаковые взаимоотношения в обществе, у них нет системной взаимосвязи. В законодательстве РФ сегодня ещё нет механизма, который мог бы объединить правовое пространство страны. Для устранения этого недостатка необходимо как собственное юридическое творчество органов региональной власти, которые учитывало бы именно местные особенности, так и своевременное принятие законов органами федеральной власти, чёткие их формулировки, не допускающие разночтений. Мария Лукашина Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал