Характер преобразований, происходящих сегодня в уголовно-исполнительной системе, а именно реализация Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, с особой остротой ставит вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров.
Все очевиднее становится необходимость подготовки для уголовно-исполнительной системы специалистов, владеющих новейшими психологическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества.
В мотивации к профессиональной деятельности будущего специалиста особую роль играет содержание духовного мира, от степени сформированности которого зависит морально-психологическое состояние, готовность работать в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей. Сотрудник, которому придется воздействовать на лиц, содержащихся под стражей, должен быть эмоционально устойчивым и последовательным в своих действиях, не поддаваться влиянию других лиц и уметь настаивать на неукоснительном соблюдении закона.
В Пермском институте ФСИН России, специализацией которого является конвоирование в уголовно-исполнительной системе, одно из направлений психологической работы с переменным составом – деятельность психологического факультатива, направленная на саморазвитие, самопознание и самосовершенствование курсантов, а также формирование у них профессионально значимых качеств, необходимых при взаимодействии с осужденными, и мотивационной готовности к дальнейшей службе. На этих занятиях курсанты знакомятся с миром психологии, узнают о себе и о своем внутреннем мире, учатся чувствовать себя и окружающих.
Психологически познать человека – это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять его внутреннее состояние, на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понятие «человеческая психология» включает в себя познавательные процессы, состояния, свойства, отношения. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, к психологическим состояниям – эмоции и мотивация, к психологическим свойствам – способности, темперамент, характер, к отношениям – отношение к себе, другим людям, событиям в жизни и к различным объектам и предметам. Все это необходимо знать, чтобы лучше понимать человека, что, в свою очередь, помогает предвидеть, предсказывать его поведение. Человек в состоянии знать свою психологию, но при определенных условиях. Прежде всего, ему необходимо научиться вести систематические наблюдения за собой и за реакциями людей на свое поведение. Наблюдение за собой должно стать для человека некоторого рода привычкой, чтобы образ психологического «Я» постоянно совершенствовался. Желательно также, чтобы наблюдаемые реакции других людей человек постоянно соотносил с собственными ощущениями и действиями, мог определенно судить о том, какое воздействие и какую конкретную реакцию он вызывает. Важно не просто наблюдать за собой, но и научиться анализировать причинно-следственные связи, существующие между собственными действиями и поступками других людей. В рамках психологического факультатива действует несколько направлений. Направления психологического факультатива Направление «Познай себя» нацелено на развитие личности курсанта, способствует личностному росту и максимальному использованию своего потенциала в жизни, с первого курса позволяет целенаправленно формировать профессионально важные качества. Реализация направления предполагает решение следующих задач:Направление «Сохранение и развитие профессионального потенциала курсантов» помогает развивать профессиональный потенциал – это возможность самореализации в дальнейшей деятельности, установка на успех выполнения поставленных перед курсантами задач.
Реализация направления предполагает решение следующих задач:Направление «Духовно-нравственное воспитание будущих специалистов» способствует духовно-нравственному развитию, осуществляемому в процессе социализации, последовательному расширению и укреплению ценностно-смысловой сферы личности, формированию способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Основная цель — воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В рамках духовно-нравственного воспитания в Пермском институте ФСИН России психологами организуются встречи с представителями различных религиозных конфессий. Совместно с настоятельницей Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря проводятся лекционные занятия, дискуссии на различные темы религиозного характера. В области формирования личностной культуры реализация направления предполагает решение следующих задач:Е.В. Смецкая, психолог отделения по работе с личным составом Пермского института ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы
Источник: Пермский институт ФСИН России
Материалы по теме