По каким правилам будут охранять здоровье российских граждан? 22.11.2011 был принят Федеральный закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон). Большинство его норм вступили в силу с 1 января 2012 года. Здоровье, по новому Закону, это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Воздержимся от комментариев относительно необходимости такого легального определения. Среди принципов охраны здоровья граждан, по сравнению с утратившими силу Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (были утверждены Верховным Советом РФ 22.07.1993), появились такие принципы, как приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, соблюдение врачебной тайны, а также качество медицинской помощи, под которым понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Тайна за семью печатями? В новом Законе усовершенствованы нормы об охране врачебной тайны. Так, упорядочен перечень случаев, в которых возможно ее разглашение. К уже имевшимся в старом законе основаниям – в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, суда; в случае оказания медицинской помощи лицу, не достигшему 15 лет; при наличии оснований полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий; в целях проведения военно-врачебной экспертизы – добавилась необходимость представлять сведения в целях расследования несчастного случая, осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования; осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно. О правах пациента Новый Закон провозглашает приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Он проявляется в том числе в установке на организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени; в необходимости создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации. Звучит заманчиво, только как это будет выполняться в условиях совдеповских больниц и поликлиник… Право на выбор медицинской организации было еще в старом законе, но оно было и остается труднореализуемым в рамках оказания бесплатной медицинской помощи. В новом законе оно более конкретизировано. Установлено, что для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления на имя руководителя медицинской организации (ст. 21 Закона). Это право дублируется и в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В новом законе исчезло право на проведение консилиума – он может собираться лишь по инициативе лечащего врача, а у пациента есть право на консультации врачей-специалистов. Многие люди, которым необходима консультация узкого специалиста, сталкивались с проблемой: сначала нужно выстоять очередь к терапевту, доказать ему свое право попасть к необходимому врачу, и только заручившись направлением терапевта, записываться к специалисту. В ст. 21 Закона прямо указано: оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется либо по направлению участкового врача-терапевта или педиатра, врача общей практики, фельдшера, врача-специалиста ЛИБО в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе выбранную им организацию, с учетом порядков оказания медицинской помощи. Такие порядки оказания медицинских услуг при различных заболеваниях в настоящее время разрабатывает Минздравсоцразвития. На сегодняшний день утверждено 42 таких порядка. С 1 января будущего года они будут распространяться и на оказание платных услуг. Наконец расставлены точки над i в вопросе о применении к медицинской деятельности Закона РФ «О защите прав потребителей»: ч. 8 ст. 84 Закона гласит, что к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей». В Законе специально регламентировано право на оказание паллиативной (хосписной) медицинской помощи, а также медицинской помощи при редких (орфанных) заболеваниях. Перечень таких заболеваний (заболеваемость не более 10 случаев на 100 000 населения) формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети Интернет. Этим же органом формируется федеральный регистр лиц, больных жизнеугрожающими орфанными заболеваниями, в целях обеспечения их лекарственными препаратами. В статье 45 нового Закона вновь продублирован запрет на эвтаназию (то есть на ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента). Семья – в приоритете Целая глава Закона об охране здоровья посвящена обеспечению интересов семьи и репродуктивного здоровья. Так, напрямую установлено право отца ребенка с согласия матери присутствовать при появлении на свет малыша (за исключением случаев оперативного вмешательства). Право одного из родителей находиться с ребенком при стационарном лечении было и в старом законе, в новом добавлена существенная оговорка: при совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста – при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается. На законодательном уровне теперь определены вопросы, связанные с применением вспомогательных репродуктивных технологий (ранее этот вопрос решался лишь в Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 N 67). Примечательно, что в этих случаях не допускается выбор пола будущего ребенка, за исключением случаев вероятности наследования генетических заболеваний по мужской или женской линии, а женщина, состоящая в браке, может стать суррогатной матерью лишь с письменного согласия мужа. Важным нововведением является установление «недели тишины»: искусственное прерывание беременности может быть проведено не ранее чем по истечении 48 часов или 7 дней со дня обращения женщины в медицинскую организацию (в зависимости от срока беременности). Что почем и за чей счет? Самый «больной» вопрос нашего здравоохранения, разумеется, вопрос о финансировании. В соответствии с новым Законом финансирование бюджетных медицинских учреждений будет складываться из двух составляющих: госзаказ на строго определенное количество работ и услуг и доходы от оказания платных медицинских услуг населению. Важным нововведением является то, что вот уже несколько лет медицинские услуги по программе обязательного медицинского страхования могут оказывать и частные конторы в рамках государственного заказа. На сайте Фонда обязательного медицинского страхования выложен перечень таких организаций. Вместе с тем новый Закон допускает возможность изменения статуса муниципальных и государственных медицинских учреждений. Это открывает путь для коммерциализации системы здравоохранения. Как в связи с этим будет реализовываться конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь, покажет время… Анастасия Пьянкова Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал