Тезисы, международного конгресса ученых-юристов: Трудовое право и право социального обеспечения. 1. Законодательство субъектов РФ о социальном обеспечении является составной частью правовой системы РФ и действует в системной взаимосвязи с федеральным законодательством. В настоящее время можно говорить о новом этапе развития регионального нормотворчества в сфере социального обеспечения. Этот этап характеризуется расширением зоны ответственности региональных властей в сфере социальной политики, увеличением доли расходов субъектов РФ на реализацию принципа социального государства, сочетанием обязанности субъектов РФ осуществлять в соответствии с федеральными требованиями обязательства, возложенные на субъекты РФ федеральным законодателем и относительной самостоятельности субъектов РФ в установлении дополнительных обязательств в сфере социального обеспечения, значительным ростом количества нормативных правовых актов субъектов РФ в сфере социального обеспечения, содержательной неоднородностью регионального законодательства о социальном обеспечении. 2. Толчком к развитию в субъектах РФ законодательства о социальном обеспечении послужило принятие ФЗ №122-ФЗ от 22 августа 2004 г., который существенно расширил компетенцию субъектов РФ в данной сфере, поскольку им были переданы полномочия по самостоятельному правовому регулированию целого ряда общественных отношений по социальному обеспечению, которые прежде регулировались федеральным законодательством. Это повлекло за собой необходимость приведения регионального законодательства о социальном обеспечении в соответствие с новым федеральным правовым регулированием. Законодательство о социальном обеспечении в субъектах РФ представлено большим количеством разных видов нормативных правовых актов. 3. Неравномерность экономического положения субъектов РФ вкупе с иными факторами приводит к законодательному установлению различных условий социального обеспечения для граждан в разных субъектах РФ. Законом №122-ФЗ большая часть расходных обязательств по наиболее значимым видам социальной поддержки была передана на региональный уровень. В то же время, при текущем уровне дифференциации финансовых возможностей субъектов РФ без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности более 15% регионов не могут осуществлять финансирование в полном объеме даже своих первоочередных расходов, таких как оплата труда и социальное обеспечение, за счет поступающих в их бюджеты доходов. В субъектах РФ показатели объемов валового регионального продукта на душу населения в 2006 г. различались в 78 раз, а разрыв объемов инвестиций в основной капитал на душу населения увеличился с 30 раз в 2000 г. до 235 раз в 2006 г., и эта ситуация продолжает усугубляться. Значительная часть закрепленных за субъектами РФ полномочий в социальной сфере не реализуется в достаточной мере, поскольку за субъектами оказался закреплен слишком большой объем расходных обязательств, не обеспеченных соответствующим финансированием. 4. Перераспределение полномочий и разграничение компетенции в условиях нестабильного экономического положения большинства субъектов РФ существенно снижает гарантированность конституционного права на социальное обеспечение, отражает общую тенденцию снижения роли государства в регулировании данных отношений, и вместо выравнивания социального положения граждан –как реализации основной идеи права социального обеспечения –может привести к усугублению бедности и неравенства населения, росту социальной напряженности. Это подтверждает, в частности, анализ практики установления минимальных социальных стандартов субъектами РФ: они устанавливаются, не исходя из международных нормативов, и даже не исходя из объективных критериев социально-экономического состояния региона, а исходя из планируемых доходов соответствующего бюджета. 5. Реализация права граждан на социальное обеспечение существенным образом зависит от качества законодательства и правоприменительной практики не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, причем роль субъектов РФ в этой сфере существенно возросла. Отсутствие у законодателя целостной, комплексной, научно выверенной, экономически обоснованной, соответствующей международным стандартам, учитывающей национальные особенности, исторический опыт развития материального обеспечения в России, концепции построения социальной защиты человека, отсутствие системного подхода к формированию законодательства, нечеткое разграничение компетенции, нестабильность федерального законодательства, отсутствие базовых социальных стандартов, нечеткость терминологии, законодательные коллизии – все это отнюдь не способствует качественному, эффективному правовому регулированию в субъектах РФ. Недостатки на федеральном уровне неизбежно негативным образом сказываются на состоянии законодательства на региональном уровне. 6. Качество нормативных правовых актов в субъектах РФ вызывает обоснованные нарекания со стороны ученых. В частности, имеют место такие недостатки, как слабая аналитическая и прогностическая оценка последствий принимаемых нормативных актов, бессистемность в их разработке, дублирование норм федерального законодательства вместо его конкретизации, нестабильность законодательства, нечеткость формулировок, возникновение коллизий в законодательстве субъектов РФ, несоответствие положений законодательства Конституции РФ, федеральным нормативным правовым актам, конституциям (уставам) субъектов РФ, что в итоге приводит к умалению прав граждан на социальное обеспечение. В настоящее время следует констатировать невысокое качество законодательства о социальном обеспечении в субъектах РФ. 7. Эффективным средством совершенствования регионального законодательства является конституционное правосудие, которое способствует более полной и последовательной реализации конституционно-правовых гарантий в области права социального обеспечения. Конституционные суды в результате своей деятельности оказывают значительное положительное воздействие на законодательство субъектов РФ о социальном обеспечении, способствуют обеспечению соответствия законодательства о социальном обеспечении нормам международного права, Конституции РФ, федерального законодательства, конституций (уставов) субъектов РФ, формированию единого социального пространства. О.А. Самарина, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: 2012 тезисы, международный конгресс ученых-юристов, г. Пермь (г. Пермь, Пермский государственный национальный, исследовательский университет, 12 октября 2012 г.) Материалы по теме