Невозможно рассматривать правовую природу института пенсий вне анализа лежащей в ее основе сущности соответствующих социально-экономических отношений. Пенсия по возрасту является источником средств к существованию, который позволяет компенсировать дисбаланс между производимыми и потребляемыми конкретным человеком социально-экономическими благами в связи с преклонным возрастом. К соотношению уровней производства и потребления благ на рынке предъявляются особые требования. В рыночной экономике действуют принципы свободы и равенства, с которыми соотносятся индивидуализм и самостоятельность человека. Данное обстоятельство предполагает, что даже на уровне отдельного человека объем производимых и потребляемых им благ будет сбалансирован. В отсутствие такого баланса человек будет нуждаться во внешней поддержке, и поэтому нельзя будет говорить ни о его реальной свободе, ни о его индивидуализме, ни о равенстве (в частности, с теми, кто в такой поддержке не нуждается), ни о его самостоятельности. В жизни каждого индивида существуют такие периоды, когда он по объективным причинам потребляет, не производя адекватного объема благ: время болезни, инвалидности, детство, старость и пр. Из этих периодов наиболее важными и значимыми являются детство и старость. В эти периоды необходим дополнительный источник благ (доходов), который не зависит от способности и возможности человека их производить и который может позволить сбалансировать производство и потребление благ. В период детства человека, по общему правилу, поддерживают, следуя естественным (природным) законам, родители. Забота родителей о ребенке облегчается тем, что при взрослении объем производимых самостоятельно благ постоянно увеличивается, и, таким образом, бремя обязанностей родителей постепенно уменьшается. Поддержка человека в старости, т.е. предоставление ему дополнительного источника благ (доходов) в тот период, когда он сам уже не может произвести достаточного их объема, но продолжает блага потреблять, представляет собой большую проблему, которую человечество в разные периоды своего развития (при переходе от общества с традиционным укладом к модернизированному) решало по-разному. В общественных науках под «модернизацией общества» понимается переход всего общества от преимущественно сельского образа жизни, в основе которого лежит непосредственная персонифицированная власть, простые технологии, отсутствие дифференциации общественных институтов, локальное мироощущение и ценности, к преимущественно городскому образу жизни, основанному на отсутствии персонифицированных источников власти, на использовании социальных институтов, которые в значительной степени дифференцированы и в рамках которых согласовываются отдельные социальные роли, а также на космополитическом мироощущении, где во главу угла поставлены такие категории как «эффективность» и «прогресс». В преддверии старости в традиционных обществах практически всегда прекращается обычная социальная жизнь человека и начинается непростой процесс изменения его социальных функций, в ходе которого может рождаться (на определенное время) новый социальный статус, например, связанный с переходом в группу «старейшин». В то же время конечным результатом старения в традиционном обществе всегда является снижение (или даже насильственное прекращение) – обществом или самим человеком – статуса индивида. Аналогичные явления, сопутствующие старению, причем имеющие юридическое оформление, можно обнаружить в современных обществах. Их примером служит институт ухода на пенсию по возрасту (в отставку), приводящий к прекращению и(или) изменению одного из основных юридически значимых статусов современного человека – его трудового статуса. В отношениях по установлению пенсии по возрасту фактически вводится предположение того, что при достижении человеком соответствующего возраста у него наступает старость (хотя, найдя себе новую работу или продолжая трудиться на прежней, пенсионер по старости своими действиями опровергает указанную презумпцию). Наиболее ярко особенности данного института проявляются в отношении государственных служащих. В частности, для них предусмотрена возможность принудительного прекращения служебного статуса (см. п. 6 ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010), а также соответствующие нормы федеральных законов о конкретных видах государственной службы). Например, для государственных гражданских служащих подобная «социальная смерть» наступает при достижении возраста в 65 лет (ст. 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011). Кроме этого, в отношении государственных гражданских служащих, возраст которых находится между 60 и 65 годами, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит положения, свидетельствующие о снижении в данный период их социального статуса: работодатель подобных лиц (орган публичной власти) во исключение из общего правила вправе заключать с ними срочный, а не бессрочный трудовой договор (служебный контракт). Причем данный договор (контракт) не может быть заключен на период, окончание которого приходится на дату, когда возраст работника (служащего) превосходит 65 лет. Снижение социального статуса в связи со старением предусмотрено российским законодательством и в отношении обычных работников, работающих по трудовому договору. В частности, в соответствии с абзацем 3 ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) и во исключение из общего правила, предусмотренного частями 2 и 5 данной статьи, с пенсионером по возрасту работодатель вправе заключать срочный трудовой договор даже в тех случаях, когда характер предстоящей работы или условий ее выполнения не препятствует заключению трудового договора на неопределенный срок. При этом конституционность подобных положений была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 N 378-О-П). В традиционных обществах в отличие от модернизированных момент достижения пожилыми людьми старости, а также уровень власти, которой они обладают, определяются на основании в первую очередь не их физического возраста, а с учетом материальных и политических ресурсов, которыми пожилые люди обладают. В число этих ресурсов, в частности, входят: 1) знания и умения, передаваемые из поколения в поколение; 2) уровень обеспеченности, гарантируемый имущественными правами; 3) гражданская и политическая власть; 4) контроль за информацией; 5) вклад пожилых в благосостояние общества, связанный с оказанием ими текущих услуг, таких, например, как помощь в уходе за детьми. Системы социальной стратификации, действующие в традиционных обществах, наделяют пожилых людей уважением и властью в том случае, когда последние управляют упомянутыми ресурсами или умениями. В этих обществах социальная группа пожилых обычно определяется на основе оценки баланса между затратами на их поддержку и их вкладом в формирование общественных благ с учетом соответствующей социальной среды и культуры. Таким образом, в традиционном обществе физический возраст не является доминирующим критерием при решении вопросов об ограничении доступа пожилых к ресурсам, а также о снижении их социального статуса и уровня имеющейся у них власти. Различным обществам присущ разный уровень модернизации, и в немалой степени именно это обстоятельство препятствует выработке единых подходов к определению роли пожилых, делая столь трудным (или даже вообще невозможным) нахождение единого решения проблемы сбалансированности производимых и потребляемых благ в старости. Однако, неоспоримо, что поддержание жизни человека в старости невозможно без формирования дополнительного источника благ (доходов), не зависящего от способности человека к труду. Наиболее общим делением благ, необходимых человеку для жизни, является деление их на материальные (имущественные) и духовные (личные). Несмотря на несомненную важность для человека личных (духовных) благ, наличие которых и делает его личностью, существование человека как биологического существа требует постоянного потребления прежде всего материальных (имущественных) благ. Ввиду этого, а также вследствие повышенной значимости материальных (имущественных) благ в модернизированных обществах особое значение приобретает проблема наличия в старости дополнительных и постоянных источников материальных благ (далее – источники благ в старости). Источники, привлекаемые в те периоды, когда существует отрицательный баланс между производимыми и потребляемыми благами, в рыночной экономике носят, по общему правилу, гарантийный (обеспечительный) характер, т.е они используются только в особых (специальных) ситуациях, когда реализация насущных потребностей человека в обычном порядке (т.е. самостоятельно), становится ему в той или иной степени недоступной. В таких ситуациях подобные источники служат гарантиями жизнеобеспечения человека (социальными гарантиями). Их гарантийный (обеспечительный) характер является достаточным основанием для того, чтобы при изучении общих юридических свойств этих источников использовать аналогию с гражданско-правовыми гарантиями (в широком смысле, т.к. эти гарантии не ограничиваются исключительно банковской гарантией). Необходимо отметить, что правовой режим способов обеспечения исполнения гражданско-правовых в теоретическом плане в настоящее время исследован в значительно большей степени, чем режим социальных гарантий. В число гражданско-правовых гарантий входят поручительство, залог, задаток, неустойка и т.д. (см. нормы гл. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации). Эти гарантии, так же как и социальные гарантии, начинают функционировать только тогда, когда нельзя (или нецелесообразно) использовать обычный порядок реализации обеспечиваемых ими прав и обязанностей. Гражданско-правовые гарантии делятся на два вида: 1) гарантии, имеющие личный характер (например, поручительство); 2) гарантии, имеющие имущественный характер (например, залог). В первых гарантом надлежащего исполнения является личность (поручитель), а во вторых – определенное имущество (предмет залога). Используя аналогичный подход в отношении классификации социальных гарантий – источников благ, привлекаемых в периоды, когда невозможно или нецелесообразно обычным образом обеспечить положительный баланс между производимыми и потребляемыми благами, разделим также данные гарантии на две следующие группы: 1) источники личного характера; 2) источники имущественного характера. При этом отнесение источника благ к первой или второй группе будет осуществляться в зависимости от того, какой характер (личный или имущественный) имеют блага, лежащие в основе соответствующего источника. Евгений Матвеев Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме