Закон о выборах – это, по сути, закон о власти: о том, как ее получают и удерживают, о народном волеизъявлении и других важных факторах, непосредственно связанных с выборами органов власти.
Ввиду этого основная задача избирательного законодательства, принимаемого действующей властью, состоит в сохранении этой власти путем реализации общепринятых демократических процедур.
Анализ современного законодательства Российской Федерации о выборах позволяет определить степень развитости законодательства страны в целом, а также уровень гарантированности гражданам соблюдения их избирательных прав. В последнее время наблюдается повышенное внимание международных наблюдателей к российскому избирательному законодательству. Скрупулезное изучение законодательной базы страны позволяет сделать вывод, что действующие на сегодняшний день на территории Российской Федерации законы в некоторых аспектах оказываются прогрессивнее, чем аналогичное зарубежное законодательство, а по другим параметрам несколько уступают ему.
Что представляет собой электоральная правовая база России
Российское избирательное законодательство формируется из следующих источников:
- Конституция РФ.
- Федеральные законы о проведении выборов.
- Договоры международного значения, сформированные на общепринятых нормах и принципах международного права.
- Подзаконные акты.
Итак, рассмотрим влияние каждого отдельно взятого источника на совершенствование законодательной базы страны.
Краеугольным камнем, заложившим основание системы правового регулирования в РФ, является Конституция страны. Именно на ее нормах строятся все остальные законодательные акты о выборах и не только.
Один из основных федеральных законов, регламентирующих процедуру проведения выборов и гарантирующих гражданам РФ избирательные права, – Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который неоднократно подвергался корректировке. Этот законодательный акт представляет собой документ, гарантирующий и подтверждающий право избирателей на участие в избирательном процессе на разных его стадиях. Вместе с тем система российского избирательного законодательства на федеральном уровне формируется и из:
Среди многочисленных международных актов, выступающих как стандарты, которые регулируют электоральные отношения, необходимо выделить:
Однако несмотря на такую многогранность и сложность российского законодательства о выборах, оно, к сожалению, несовершенно. Прослеживаются явные недостатки законодательной базы. Рассмотрим для примера понятие «предвыборная агитация». Само по себе оно подразумевает реализацию деятельности, побуждающей избирателей принять участие в предстоящих выборах. Следует сказать, что в свете вышеперечисленных законодательных актов данный термин может трактоваться двояко:
- с одной стороны, под агитацией может подразумеваться публикация в печатных изданиях любой информации о кандидате;
- с другой стороны, информация о кандидате, не побуждающая к голосованию, может считаться лишь имиджевой и не имеющей никакого отношения к выборам.
Следовательно, за ее публикацию привлечь к ответственности невозможно.
Подобного рода двойные трактовки создают идеальные условия для безнаказанного нарушения законодательства о выборах. Преимущественно правонарушения в ходе избирательного процесса вызваны стремлением кандидатов получить максимальный контроль над электоратом и незаконным образом достичь цели – выиграть в выборах.
Виды нарушений
- Фальсификация при подсчете голосов. Данное правонарушение – одно из наиболее распространенных. Дело в том, что законами о выборах определяется два совершенно разных понятия: «число проголосовавших» и «число принявших участие». Так вот число тех, кто принял участие в выборах, определяется количеством избирателей, которые письменно подтвердили получение бюллетеня для голосования (расписались за получение такого бланка). Количество же бюллетеней, опущенных в урну, определяет число проголосовавших. На практике, если выборы честные, то число опущенных в урны бюллетеней будет меньше или равно количеству бланков, выданных на руки явившимся на голосование избирателям. Количество проголосовавших определяется согласно закону числом избирателей, которые отпустили свои бюллетени в урны. Фальсификация осуществляется путем вбрасывания дополнительных бюллетеней в урны.
- Правонарушения ради получения покровительства. В этом случае под термином «покровительство» понимается деление лавров победы после выборов. Иначе говоря, за явную поддержку на выборах или определенную денежную сумму победившая партия раздает посты и почетные должности. Нередко за безобидным, на первый взгляд, покровительством скрывается благоприятная почва для противоправных действий и всевозможных правонарушений.
- Махинации, связанные с финансированием избирательного процесса. Тут схема проста: проводятся кампании, цель которых – воздействовать на мнение избирателей посредством подкупа с целью получить их голоса на выборах.
Это лишь некоторые самые распространенные на выборах правонарушения. Однако само по себе их существование еще раз подчеркивает несовершенство избирательного российского законодательства, а также злонамеренные мотивы и стремления нечестных кандидатов любым методом добиться власти.
Важно не забывать, что за нарушение российского законодательства о выборах по закону предусматривается ответственность (административная и даже уголовная). Поэтому, как говорят, «сколько веревочке ни виться, а конец все равно будет»…
Мария Данилова
Материалы по теме
ИСТОЧНИК// Первый Пермский Правовой Портал