Раздел I: «Теория и история государства и права» Прообразом смертной казни, как и других видов наказания в догосударственном обществе, явилась кровная месть. «Происхождение уголовного права, – писал видный советский юрист Е. Б. Пашуканис, – связывается исторически с обычаем кровной мести. Несомненно, что генетически эти явления близки друг другу…»1. Институт смертной казни прочно связан с кровной местью. Государственная власть «застала уже смертную казнь как готовое и вполне выработанное учреждение, в виде кровавой мести или, точнее, в виде убийства в отмщение. Будучи различными по способу назначения и по объёму, убийство в виде мести и смертная казнь в виде наказания в сущности есть одно и то же»2. Кровная месть существовала уже в Древней Руси, о чем свидетельствуют древнерусской летописи, но согласно «Русской Правде» круг родственников, имевших право кровной мести, был весьма ограничен. «Русская Правда» не знала смертной казни. Известный русский криминалист и историк права профессор Н. П. Загорский писал в 1892 году: «Смертная казнь чужда правовому мировоззрению русского народа, как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще». «Повинную голову меч не сечет», – говорит русская пословица. Русский народ из глубины веков унаследовал себе воззрение на преступление как на «грех», «прегрешение», «несчастье»3. При отсутствии в тексте памятника смертной казни, самым суровым наказанием было «поток и разграбление», применявшееся за убийство в разбое (ст. 1 Русской Правды Пространной редакции). Отсюда видна главная цель – защита жизни. Однако наряду с защитой жизни человека эта мера наказания использовалась и как защита частной собственности за конокрадство (ст. 35 Русской Правды Пространной редакции) и поджог (ст. 83 Русской Правды Пространной редакции)4. Если принимать во внимание развитие данного института, начиная с кровной мести, закрепленной еще в Русской Правде, указание на смертную казнь лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение Двинской земли в состав Московского государства, должно свидетельствует о фактическом ее применении княжеской властью без необходимого закрепления. И действительно, первое упоминание о смертной казни можно найти ещё в «Повести временных лет» 996 года: «…Владимир же виры отверг, нача казнити разбойников…»5. В 1069 г. князь Изяслав казнил 70 человек в поверженном Киеве. Были случаи казней в 1071 и 1157 гг. за «причинение мятежа и разделение в народе» и «порицание веры»6. В научной литературе есть мнение, что данные случаи нельзя рассматривать как наказание в юридическом смысле7. Однако эти казни совершались от имени государственной власти за деяния противные князю, что позволяет рассматривать их в смысле наказания в юридическом смысле8. Но стоит сказать, что подобное применение позволяет, хотя и очень условно, причислить смертную казнь к административным наказанием. В статье 5 Двинской уставной грамоты 1398 г. смертная казнь установлена за кражу, совершенную в третий раз9. Можно предположить, что уже в то время кража была наиболее рецидивоопасным преступлением, поэтому законодатель, устанавливая это суровое наказание за трижды совершенную кражу, защищал имущественное право. Двинская грамота обозначила начало постепенного перехода казни из-под «административной» власти князя в законодательное регулирование. «Применение смертной казни к виновным именно в повторных кражах, – отмечал русский дореволюционный криминалист С. К. Викторский, – к лихим людям, а не к иным преступникам, имело, кажется, еще одно печальное последствие: оно способствовало постепенному примирению населения со смертной казнью, до того времени противной его правосознанию»10. Возможно, появлением смертной казни российское законодательство обязано византийскому влиянию. Действительно, воздействие Византии на русскую жизнь в целом и на русское право в частности началось с принятием христианства на Руси. Византийская правовая система предусматривала смертную казнь за целый ряд преступлений, но, как видно из приведенных выше фактов, власть прекрасно справлялась и без законодательного закрепления смертной казни, осуществляя ее княжеской властью. Далее законодательно расширяется сфера действия смертной казни в Псковской Судной грамоте 1467 г. Грамота предусматривает пять случаев применения смертной казни. Смертная казнь устанавливалась за церковную татьбу (воровство из церкви), государственную измену, конокрадство, поджоги (ст. 7) и кражу, совершённую в посаде в третий раз (ст. 8)11. Обращает на себя внимание тот факт, что три из этих пяти связаны с похищением имущества. Что касается разбоя, то власть в отношении данных преступлений применяла смертную казнь или в случае совершения разбойного нападения на представителей власти, или когда разбой приобретал организованный характер. В подобных случаях власть не считала нужным вводить специальные законы о смертной казни и обходилась административной властью. Между тем власть уже отходит от истинного, первоначального понимания смертной казни и не считает убийство наиболее опасным преступлением. Необходимо отметить, что ее законодательное закрепление впервые в истории отечественного законодательства связано с назначением её за государственные преступления. Расширение перечня деяний, за которые применяется смертная казнь, иллюстрирует начавшийся вывод её из-под единоличной власти князя и развитие тенденций законодательного закрепления наказаний, упорядочения ее и вытеснение кровной мести из законодательства и применения, серьезно изменяя сферу деяний и расширяя законодательный массив. Литература: 1. Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М. 1980. С. 160. 2. Кистяковский А. Ф. Исследование о смертной казни. Тула, 2000. С. 77. 3. Загорский Н. П. Очерк в истории смертной казни в России. Казань. 1982. С. 10. 4. Памятники русского права. Вып. 1 / Под ред. С. В. Юшкова. М., 1952. С. 109, 111, 117. 5. Жильцов С. В. Смертная казнь в праве Древней Руси и юрисдикция Великого князя и её применение // Правоведение – 1997. № 4 – С. 48. 6. Таганцев Н. С. Лекции по русскому уголовному праву. Спб., 1892. С. 1235. 7. Загоскин Н. П. Очерк истории смертной казни в России. Казнь, 1892. С. 278. Анашкин Г.З. Смертная казнь в капиталистических государствах: Историко-правовой очерк. М.,1971.С. 44. 9. Российское законодательство X - XX веков. Т.2. М. 1982. С. 181, 184. 10. Викторский С. К. История смертной казни в России и современное ее состояние. М. 1912. С. 25. 11. Российское законодательство X - XX веков. Т.2. М. 1982. С. 332. 12. Жильцов С. В. Смертная казнь в России: историко-правовой очерк// Право на смертную казнь: Сборник статей. М., 2004. С. 9. © Старцев А. И., 2012 Старцев А. И., студент, научный руководитель: ст.преподаватель Алексеева Р.С., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Материалы по теме ИСТОЧНИК// Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года)