Министерство юстиции опубликовало новый законопроект «О третейских судах в РФ», который вступит в силу с 01.01.2015 г. Проект Федерального закона должен полностью реформировать институт российских третейских судов. А что такое третейский суд? Третейский суд для многих граждан по-прежнему остается явлением непонятным, практика обращения в третейские суды больше разработана в западных странах. Однако третейские суды не стоит недооценивать – ведь это быстрый, мягкий и демократичный способ разрешения спора между обычными гражданами. Третейское разбирательство подразумевает наличие трех сторон – двух спорящих и третьего лица, которому они доверяют разрешение своего спора. Третейский суд – орган негосударственный, он не осуществляет правосудие. Его используют в качестве альтернативы государственным судам для разрешения гражданско-правовых споров. Смысл работы третейских судов прост – они разгружают государственные суды, ускоряют процесс разрешения споров, а иногда и удешевляют процесс разбирательства. Что нового? Новый законопроект о третейских судах должен усовершенствовать и облегчить механизм правового регулирования таких организаций, учитывая российскую и мировую практику в этой сфере. Так, теперь все арбитражные учреждения будут создаваться в форме некоммерческих организаций, а зарегистрироваться в качестве юрлица учреждения смогут только после получения разрешения от Министерства юстиции. Арбитражные учреждения, по сути, заменят постоянно действующие третейские суды. Функции арбитражных учреждений также отчасти изменятся: теперь они будут обеспечивать процедуры выбора, назначения или отвода арбитров, администрирование вопросов сбора и распределения арбитражных сборов, делопроизводства и др. Если арбитражное учреждение ненадлежащее исполнило свои функции по администрированию арбитража или связанных с его проведением обязанностей – оно обязано возместить убытки спорящим сторонам. В качестве третейских судей могут выступать как юристы, так и представители других профессий. Должность третейского судьи автоматически освобождает человека от гражданско-правовой ответственности, за исключением случаев подачи против арбитра исков в рамках уголовного дела. Законопроект также предусматривает категории дел, которые не могут рассматриваться третейскими судами. Так, теперь арбитражным учреждениям нельзя будет рассматривать часть корпоративных споров. К ним, например, относятся споры, связанные с созданием юридического лица. Для того чтобы внести изменение в публичные реестры по решению третейского суда, спорящие стороны обязаны получить в государственном суде исполнительный лист. Отменять решения третейских судов и выдавать сторонам исполнительные листы смогут суды субъектов РФ и федеральные арбитражные суды округов. А что дальше? Перспективы развития третейских судов заключаются в становлении реальных механизмов ответственности в сфере третейского разбирательства и повышении его эффективности. Государственные и третейские суды должны работать не вопреки друг другу, а, наоборот, при помощи и участии друг друга. Так, государственные суды могут обеспечивать исполнение будущих решений третейского суда. Новое законодательство должно способствовать повышению авторитета и популярности третейского разбирательства, развитию российского гражданского общества и разгрузке государственных судов. Екатерина Корнева Первый пермский правовой портал Материалы по теме