Этим вопросом задаются порой не только обыватели, но и юристы. Словосочетание «третейский суд» часто используется как в средствах массовой информации, так и в научной литературе. Несмотря на это, не существует четкого определенного мнения по поводу того, что все-таки такое третейский суд. Хотя законодатель еще в 2002 году при принятии закона «О третейских судах в РФ» дал следующее определение этому понятию: третейский суд – это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее – третейский суд для разрешения конкретного спора). Очевидно, что законодатель ограничился лишь видовым разграничением третейских судов, хотя отличительных черт у данного института множество. Раскрывая термин «третейский суд», следует отметить, что это прежде всего негосударственный орган. Третейский суд не является органом, осуществляющим публичные функции, он не осуществляет правосудие. В силу этого третейский суд выносит решение, обязательное для исполнения сторонами, а процедура принудительного исполнения решения третейского суда осуществляется уже через государственные суды путем выдачи исполнительного листа. Третейский суд, являясь альтернативой государственным судам (судам общей юрисдикции и арбитражным судам), охватывает лишь сферу гражданско-правовых споров. Таким образом, третейский суд не может рассматривать административные, уголовные споры, а также споры, вытекающие из публично-правовой сферы. Безусловным атрибутом третейского суда является условная компетенция, которая возникает лишь в силу воли сторон, отраженной в третейском соглашении о передаче существующего или будущего спора на рассмотрение конкретного третейского суда. К примеру, если в государственный суд истец обращается исходя из подведомственности и территориальной подсудности, основываясь лишь на нормах закона, то в третейский суд лицо вправе обратиться лишь в силу воли сторон, отраженной в письменной форме, с учетом, конечно, арбитрабельности конкретного спора третейскому суду. Возвращаясь к классификации, приведенной в указанном выше законе, следует отметить, что существует постоянно действующий третейский суд либо третейский суд для разрешения конкретного спора (так называемый третейский суд для частного случая, лат. ad hoc). Если первый вариант предполагает образование и осуществление деятельности при конкретных организациях – юридических лицах, то вторые могут образовываться самостоятельно в порядке, определенном сторонами в третейском соглашении.В качестве примера постоянно действующего третейского суда на территории Пермского края можно привести Третейский суд Пермского края (www.tretsudperm.ru). Отличительной чертой постоянно действующих третейских судов является наличие положения о третейском суде, регламента (правил) третейского разбирательства, списка судей. Ведь лишь с момента утверждения указанных документов и принятия решения об образовании постоянно действующего третейского суда он считается созданным. Что касается третейских судов, образуемых для разрешения конкретных споров, то практика создания таких третейских судов в России минимальна, так как, заключая третейское соглашение о передаче спора такому суду, сторонам с учетом требований закона следует согласовать все правила третейского разбирательства самостоятельно. Вероятно, из-за сложного, при этом диспозитивного подхода третейские суды ad hoc не нашли широкого применения в нашей стране. Таким образом, выделим несколько признаков, отличающих третейский суд. Третейский суд: