5 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал третий антимонопольный пакет законов, который был предложен Федеральной антимонопольной службой.
По этому поводу 14 декабря состоялась пресс-конференция с руководителем Пермского УФАС Дмитрием Махониным. В своем вступительном слове он рассказал: - В третий пакет законов было привнесено несколько меньше изменений, нежели в два предыдущих. Тем не менее они являются весьма существенными. Мы надеемся, что это будут последние изменения. В долгосрочной перспективе они будут обеспечивать контроль за товарными рынками, естественными монополиями и органами государственной власти. Итак, что изменилось. Были внесены поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «О защите конкуренции» касательно хозяйствующего субъекта, на который распространяется действие антимонопольного законодательства. Под юридическим лицом подразумевается не только юридическое лицо, но также и физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью. Это позволяет расширить круг субъектов, в отношении которых могут быть применены акты антимонопольных органов. Что касается определения монопольно высокой цены, мы как контролирующий орган уверены, что торги - это один из способов установления рыночной цены. Монопольно высокой цены быть не может, если эта цена является такой же либо ниже цены, установившейся на товарно-сырьевой бирже в результате торгов. К торгам и правилам биржи в законе установлены четкие требования. Ни для кого не секрет, что на данный момент условная цена на нефтепродукты на бирже значительно выше, чем по контрактам, которые реализуются не без живой торговли. Пользуясь этим, нефтяные компании могли вступать в сговор на торгах. Поправка к закону призвана закрыть этот пробел в законодательстве. Изменен подход к согласованным действиям. На данный момент установлена новая сумма штрафа за сговор на торгах. Она составляет от одной десятой до половины первоначальной стоимости лота. Это достаточно жесткая мера, но она направлена на организацию нормальных торгов. Много внимания было уделено проблеме электроэнергетики. Особенно в части установления цен на свободном рынке. Регулируемая цена осталась только для бытовых потребителей. Для коммерческих потребителей цена складывается на бирже. Но нужно признаться честно, что на сегодняшний день реформа энергетики не удалась. Это вызывает большие опасения, так как сбытовые компании занимаются манипулированием ценами. Это выделено как отдельный вид нарушения антимонопольного законодательства. В Кодексе Российской федерации об административных нарушениях предусмотрена ответственность за это правонарушение. Что касается более крупных изменений. Вводятся дополнительные полномочия антимонопольного органа в части рассмотрения жалоб при проведении торгов. При этом действует следующая процедура: любое заинтересованное лицо, которое считает, что его права нарушены при проведении торгов, обращается с жалобой в ФАС. В течении двух рабочих дней с момента поступления жалобы выносится решение о ее принятии. Не принять жалобу мы имеем право только тогда, когда эта жалоба не соответствует требованиям или направлена с нарушением срока её оформления. Далее организатору торгов выдается обязательное для исполнения предписание о приостановлении действий по размещаемому заказу или по реализации имущества. В течение 7 рабочих дней выносится предписание, которым могут быть аннулированы торги, права участника которых были нарушены. Это право применяется при реализации любого имущества РФ. Антимонопольный орган также получил право выдавать предостережения о недопустимом поведении на рынке. Невыполнения предостережения может стать для предприятия отягчающим вину обстоятельством. Мы имеем право выдавать предупреждения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. Эта форма реагирования будет применяться к нарушениям, когда доминирующий субъект необоснованно отказывает в заключении договора либо навязывает невыгодные условия договора. В течение 7 дней хозяйствующий субъект должен принять этот официальный документ. В этом случае по отношению к нему будет применена амнистия в плане административных штрафов. Если же предупреждение не принимается во внимание, то мы выдаем обязательное к исполнению предписание. Дело получает отягчающее обстоятельство. Немаловажным является увеличение барьеров экономических концентраций до 7-9 млрд. рублей. Также покупка государственной услуги по всем правилам осуществляется при сумме свыше 100 тыс. рублей. Разрешена субаренда государственного муниципального имущества без проведения торгов. Внесены поправки в закон об естественных монополиях. Внесены изменения в Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.11.2011) «О недрах», в «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 18.07.2011), в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об исполнительном производстве», в «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 21.07.2011). Что касается прозрачных правил торгов, то вся информация должна быть выложена на едином общероссийском портале torgi.gov.ru. Все эти изменения в конечном итоге приведут к развитию конкуренции, к формированию рыночной цены и повлияют на развитие бизнеса в Пермском крае. - Каким пермским предприятиям Вы посоветовали бы изучить новый пакет поправок? - Традиционно призываем к законному поведению на рынке нефтяные компании. Последние несколько лет они говорят о высокой стоимости продукции. Причина, которую указывают, - высокая стоимость модернизации производства. Это всероссийский обман. Большинство заводов модернизацию не произвело. До сих пор объем переработки нефти достаточно низкий. Это приводит к тому, что количество транспорта увеличивается, создается дефицит на рынке, спрос растет, нефтяные компании увеличивают цену. Что касается предупреждений, можно по конкретным случаям хоть каждую неделю их выписывать естественным монополиям. - Расскажите о картелях. Какие компании у нас претендуют на звание нарушителей? - Картель – это соглашение на рынке между хозяйствующими субъектами, которые устанавливают одинаковые цены, не пускают своих конкурентов на рынок. Их действия вызывают много негативных последствий. Однако расследовать подобные вещи очень тяжело. Доказательства в судах по действиям картелей очень субъективны, нет универсальных правил, в каждом случае приходится доказывать по-разному. Большую помощь в этом направлении мы надеемся получить со стороны правоохранительных органов. - Есть ли у вас союзники? Ведь ваши возможности ограничены. - Честно вам скажу, нужно памятник поставить Артемьеву (руководитель ФАС России Игорь Артемьев. - Прим. ред.), который «протаскивает» все эти законы. Практически все правоохранительные органы являются нашими союзниками. Нам удается найти понимание с прокуратурой Пермского края, с ГУВД, с ФСБ. Что касается взаимодействия с хозяйствующими субъектами, то здесь трудно найти союзников. Мы «один на один» и постоянно доказываем в судах свою правоту. Причем сделать это очень сложно. - Есть ли результаты от первых двух пакетов? - Любое развитие экономики и развитие рынка – это развитие конкуренции. Если органы исполнительной власти не принимают достаточные меры для развития конкуренции, то, как бы мы ни старались, рынок будет монополизирован. Закон нам позволил дисквалифицировать «товарищей чиновников», которые не могут понять, что необходимо соблюдать правила конкуренции. Определенные трудности вызывает позиция судов. Мы ведем переговоры с Верховным Судом для того, чтобы были даны разъяснения нижестоящим судам. Это большая работа. Мы пытаемся прийти к прозрачной процедуре торгов. Пример тому открытые сайты. Открытость - лучший помощник в борьбе с этими злоупотреблениями. Чем меньше работы будет у нас - тем лучше. Алексей Злыгостев Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал