Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
Статья 80 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (вступила в силу с 01.01.2012) привлекла наше внимание очередным противоречием и двусмысленностью своего содержания.
Смотрите сами: в п. 2, пп. 1, пп. 5 п. 3 ст. 80, а также в пп. 1 п. 4 ст. 81 («Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи») содержится ссылка на порядки и стандарты оказания медицинской помощи. В п. 7 ст. 80 прямо указано, что «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи».
Между тем в соответствии со ст. 37 новых Основ порядки и стандарты медицинской помощи официально вводятся в правовое поле здравоохранения лишь с 2013 г. В этой связи остается неясным, какие порядки и стандарты имели в виду авторы закона, указывая их как основу федеральной и территориальной программ госгарантий, вводимых в действие уже в 2012 году.
Бесплатные услуги по госгарантии
Важным в данной статье является перечень бесплатных услуг, которые должны предоставляться гражданам в рамках программы госгарантий (п. 3 ст. 80), это:
- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи либо в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям (из этого следует, что применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в остальных случаях можно осуществлять за оплату);
- размещение в маломестных палатах по медицинским показаниям; пребывание в стационарных условиях, включая спальное место и питание, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста – при наличии медицинских показаний;
- транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи при отсутствии возможности их проведения на месте.
Судебная практика
Судебная практика по искам о взимании с пациентов в стационаре оплаты за лекарственные средства, равно как и за использование своих (купленных пациентом) лекарств носит преимущественно «взыскательный характер». Суды, как правило, находят малейшие, даже юридически сомнительные основания для взыскания в пользу пациента затраченных ими денежных средств, например, наличие инвалидности, вхождение данной группы препаратов в МЭС и т.п.
Имеются судебные решения, когда вопреки требованиям гражданского законодательства взыскиваются денежные средства не в пользу самого больного, которому они назначались, а в пользу иных граждан (например, жены больного), при этом в качестве главного обоснования удовлетворения иска приводится факт записи лечащим врачом в листе назначения названия данного препарата.
Между тем ввиду малозначительности размера обычно взыскиваемых сумм, который составляет в среднем 30-40 тыс. руб., такие дела обычно не имеют для ЛПУ особой актуальности, хотя в моральном плане врачу бывает очень досадно получить иск от больного, который до этого клялся, что сам купит все необходимые для своего быстрейшего лечения препараты и никаких претензий по этому поводу иметь не будет.
Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра
Источник:
«Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
Материалы по теме