Соблюдение врачебной тайны: ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
Статья 13 «Соблюдение врачебной тайны» привносит в данный институт сразу несколько новых положений.
По сравнению со старым законом, в новых Основах запрет разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, действует не только в отношении живого лица, но также защищает данное право и после смерти человека.
Для правильного понимания врачебной тайны, как одной из фундаментальных обязанностей медицинского персонала необходимо иметь в виду, что ее соблюдение является обязательным только в том случае, если пациент не дал согласие на передачу этих сведений неограниченному кругу лиц. Если такое согласие получено от больного, то норму Закона под названием «врачебная тайна» в отношении данного пациента можно забыть, при этом если раньше достаточно было «устного разрешения» больного, то теперь для передачи сведений другим лицам необходимо исключительно письменное согласие. Во всех остальных случаях право пациента на сохранение в тайне его медицинской информации должно неукоснительно соблюдаться.
Вместе с тем, как и раньше, Законом предусмотрены исключения из «врачебной тайны», которые в новых Основах пополнились четырьмя (а фактически, шестью) самостоятельными основаниями в дополнение к известным случаям, существовавшим ранее. Перечислим все эти основания:
1) если гражданин не способен выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, а также (дополнение нового Закона) по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя.
Сразу поясним, что это за возраст:
- 15 лет – в общесоматической медицине;
- 16 лет – в наркологии;
- 18 лет – в отношении ВИЧ-инфицированных граждан, а также в трансплантологии;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.
Сразу поясним, что до 2010 года законодательством была предусмотрена обязанность медицинских работников сообщать в органы внутренних дел об обращении такого пострадавшего – Приказ Минздрава РФ № 4, МВД РФ № 8 от 09.01.1998 г. «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера». Однако в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ № 352, МВД РФ № 361 от 12.05.2010 г. названный выше приказ утратил силу, а нового акта федерального уровня, как этого требует п. 9 ст. 79 «Обязанности медицинских организаций», обязывающего медицинских работников во всех подобных случаях информировать органы внутренних дел, до настоящего времени не издано.
Как видим, какой-либо обязывающей фразы нет и в рассматриваемой статье, более того критерии «противоправности» или «правомерности» действий, приведших к вреду здоровью носят расплывчатый, оценочный характер и, кроме того обязанности делать такой вывод не входит в компетенцию медицинского персонала. В качестве примера можно привести обращение гражданина с травмой лица, который может заявить, что он пострадал от действий других лиц, а может сказать, что «сам упал с лестницы». Таким образом, если в конкретном случае имеются достаточные основания полагать, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий, то врач вправе информировать органы внутренних дел о таком пациенте даже без его согласия, однако в настоящий момент до утверждения соответствующего федерального порядка это не является его обязанностью;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Дополнительными основаниями для передачи сведений врачебной тайны в новых Основах указаны следующие ситуации:
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Это действительно новая ситуация при которой раньше лечебные учреждения отказывали в предоставлении информации о пациенте по запросам с места его работы;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Данная ситуация фактически имела место и раньше – лечебные учреждения всегда обменивались медицинской информацией со своими коллегами, что, в принципе, не является разглашением таких сведений, поскольку это делалось в интересах лечения конкретного больного, и другие врачи, получив такую информацию, автоматически становились носителями обязанности по сохранению врачебной тайны. С 01.01.2012 г. данная возможность, как видим, прямо предусмотрена законом;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Данная ситуация также не нова. Речь идет, в первую очередь о страховых медицинских организациях, фондах ОМС и органах управления здравоохранением, которые фактически, и раньше свободно пользовались полной информацией о больном на основании подзаконных актов, регламентирующих правила медицинского страхования и порядок контроля качества медицинской помощи. С 01.01.2012 г. данная возможность также прямо предусмотрена в законе.
Еще 2 дополнительных исключения из врачебной тайны, которые хотя прямо и не указаны в статье, содержатся в других разделах новых Основ.
В п. 3 статьи 22 «Информация о состоянии здоровья» содержится следующая норма: «В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или (в старых Основах здесь стоял союз «и») его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация».
Как видим, данная норма позволяет врачу передавать сведения, составляющие врачебную тайну родственникам больного, не спрашивая его согласия, если от него не поступил специальный запрет (по умолчанию), что составляет 11-е
исключение из врачебной тайны.
Как уже упоминалось, по новым Основам правило врачебной тайны действует и после смерти человека, что с точки зрения юриста выглядит несколько странным, в том числе и потому, что умерший больной не сможет дать разрешение на передачу этих сведений никому, в том числе и своим родственникам, кроме этого, в случае ее незаконного разглашения, никто не может подать в суд, поскольку право на врачебную тайну является личным неимущественным правом, не передаваемым по наследству (
ст. 150 ГК РФ).
Закон вносит ясность в ситуацию относительно родственников умершего больного, прямо указывая в п. 5 ст. 67 новых Основ обязанность медицинской организации выдать заключение о причине смерти и диагнозе заболевания супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего и т.д., что составляет 12-е исключение из врачебной тайны.
Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра
Источник:
«Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
Материалы по теме