Прокуратура Пермского края обобщила практику надзора в сфере исполнения законодательства РФ, регламентирующего передачу в аренду имущества образовательных организаций, в том числе для осуществления питания обучающихся и воспитанников. По результатам проверки, проведенной прокуратурой Дзержинского района Перми в средней общеобразовательной школе № 40, внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасных условиях обучения. К дисциплинарной ответственности за ненадлежащий контроль за организацией питания привлечены три должностных лица школы. Помимо этого, городская прокуратура выявила нарушения в деятельности должностных лиц департамента образования администрации Перми, осуществляющих контроль за организацией питания в подведомственных образовательных учреждениях. По результатам внесенного представления в адрес главы администрации виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее осуществление функций контроля за организацией питания обучающихся муниципальных образовательных учреждений. В настоящее время краевая прокуратура продолжает контролировать расследование уголовного дела по ч. 1 ст. 236, ч. 1 ст. 238 УК РФ по факту массового отравления обучающихся МАОУ «СОШ № 40» в отношении индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по организации питания. Производство по уголовному делу продлено в связи с проведением по делу многочисленных судебных экспертиз. После отравления детей в школе № 40 Роспотребнадзор, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения Пермского края приняли дополнительные меры по профилактике подобных случаев. Как выяснилось, несмотря на принимаемые меры, поставщики услуг по организации питания нарушают законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В свою очередь заказчики услуг (школы) ненадлежащим образом выполняют свою обязанность по контролю качества питания. Это повлекло за собой многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, массовые отравления и инфекционные заболевания у детей. В ходе проверок в течение 2013 года и первых четырех месяцев 2014 года надзорными органами было выявлено более 430 нарушений, вынесено свыше 100 представлений. К административной ответственности привлечено 60 должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В суды направлено восемь исков. В числе требований надзорных органов: устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, организация пятиразового питания в образовательном учреждении интернатного типа. Помимо этого, проверки выявили нарушения образовательными учреждениями полномочий по созданию необходимых условий для организации питания обучающихся и работников школ. Так, в ряде образовательных учреждений Березников, Губахи, Краснокамска и Чусового в договорах не прописаны условия по организации двухразового горячего питания детей, в том числе льготной категории, а также предоставлению питания по согласованному с соответствующими ведомствами меню. Районными прокуратурами было выявлено, что в образовательных учреждениях Александровска, Добрянки, Губахи, Лысьвы, Кизела, Кунгура, Кудымкара, а также Дзержинского, Свердловского, Мотовилихинского, Орджоникидзевского, Кировского районов Перми в расписании занятий нет продолжительного перерыва для питания обучающихся. Специалисты надзорного ведомства обнаружили факты необеспечения двухразового горячего питания в некоторых образовательных учреждениях Свердловского района Перми, Добрянки, Кизела, Краснокамска и Чернушки. Сотрудники надзорного ведомства установили, что объемно-планировочные решения пищеблоков в учреждениях Кунгура, Кудымкара, Краснокамска и Чусового не соответствуют требованиям СанПиН. Расстановка оборудования не исключает встречные потоки сырой и готовой продукции, грязной и чистой посуды, нет локальных систем от источников выделения повышенной влаги, тепла, не хватает холодильного оборудования. Прокуроры обнаружили еще одно серьезное несоблюдение требований к питанию в образовательных учреждениях: не все учащиеся получали горячее питание, примерное меню было не согласовано и отсутствовал внутренний контроль по оценке качества блюд. К примеру, нарушения при проведении бракеража готовой продукции надзорное ведомство обнаружило в образовательных учреждениях Кизела, Чайковского, Карагайского района, Дзержинского, Свердловского, Ленинского, Мотовилихинского, Кировского, Орджоникидзевского районов Перми. Прокуроры зафиксировали случаи неутверждения примерных меню руководителями в образовательных учреждения Лысьвы, Чайковского, Карагайского, Чернушинского районов, Свердловского, Индустриального районов Перми. Не все образовательные организации соблюдают физиологические нормы питания, некоторые допускают занижение норм выхода готовых блюд. Подобные нарушения выявлены в Кунгуре, Кудымкаре, Чайковском, Свердловском, Индустриальном, Ленинском, Орджоникидзевском районах Перми. Фактический рацион питания не соответствует примерному меню в образовательных учреждениях Дзержинского, Индустриального, Мотовилихинского, Орджоникидзевского районов краевого центра. В образовательных учреждениях Ленинского, Мотовилихинского районов Перми установленный режим работы медицинского персонала не позволяет контролировать качество приготовления блюд, соблюдение работниками пищеблоков правил личной гигиены и прохождение ими медицинских осмотров. Несвоевременность прохождения медосмотров и проведения гигиенического обучения персонала пищеблока выявлены прокурорами в Александровске, Кизеле, Чайковском, Ленинском и Орджоникизевском районах краевой столицы. Факты несоблюдения требований ст. 13Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ГК РФ при распоряжении имуществом образовательных учреждений выявлены прокурорами в Березниках, Добрянке, Кизеле, Чернушке, Красновишерском районе. В частности, помещения пищеблоков передавались в аренду без проведения предварительной экспертной оценки последствий аренды имущества и без согласия собственника муниципального имущества. Отдельные нарушения требований Федеральных законов от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сотрудники прокуратуры обнаружили в образовательных учреждениях Краснокамска, Мотовилихинского и Орджоникидзевского районов Перми. Вопросы соблюдения прав детей на получение качественного питания в образовательных учреждениях прокурор Пермского края Александр Белых озвучил перед депутатами Заксобрания. Эти же проблемы обсудили на межведомственном совещании с участием представителей краевого Министерства образования и науки, Роспотребнадзора, УФАС, департамента образования администрации Перми. В итоге участники межведомственного совещания выработали предложения, направленные на обеспечение соблюдения законности в организации питания детей в образовательных учреждений. Наталья Батуева, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры края Материалы по теме