Президент РФ Владимир Путин 12.03.2014 подписал Федеральный закон № 34-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве». Положения документа направлены на повышение эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов. В Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» внесены следующие изменения. Введена новая редакция присяги судебного пристава, соблюдение которой является неотъемлемой частью служебной дисциплины. Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом РФ. Главный судебный пристав РФ наделяется дополнительными полномочиями: – определение порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; – определение тактики проведения исполнительно-разыскных действий и осуществление контроля за деятельностью должностных лиц ФССП, осуществляющих розыск должников, их имущества или детей; – установление порядка служебных взаимоотношений судебных приставов и иных должностных лиц ФССП и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами; – совершение отдельных исполнительных действий при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости (последние полномочия также возложены на главных судебных приставов субъектов Российской Федерации). Помимо этого, Закон закрепил обязанность судебного пристава-исполнителя при выявлении признаков преступления сообщать об этом начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Расширен перечень оснований применения приставами специальных средств, имеющихся на их вооружении. Судебные приставы имеют право применять их в следующих случаях: – для отражения нападения на должностных лиц ФССП, находящихся при исполнении служебных обязанностей; – для предотвращения побега или причинения вреда окружающим иностранными гражданами и лицами без гражданства, подлежащих экстрадиции, при провождении их в специальные учреждения и до пунктов пропуска через Государственную границу РФ. Добавим, что на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов возложены обязанности по осуществлению охраны зданий и помещений ФССП. При этом Закон наделяет их полномочиями применять огнестрельное оружие для отражения группового или вооруженного нападения на здания и помещения ФССП. Значительные изменения также внесены в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Закон наделяет взыскателя правом указывать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приобщать документы с информацией о должнике, его имуществе и прочие сведения, способствующие своевременному и полному исполнению требований исполнительного документа. Федеральный закон расширил перечень общедоступных сведений, указанных в банке данных исполнительных производств, где в том числе будет сообщаться информация о сумме непогашенной задолженности, о возвращении исполнительного документа взыскателю или об окончании исполнительного производства. Сведения о возврате исполнительного документа взыскателю или об окончании исполнительного производства будет являться общедоступной только в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства. Кроме того, Законом установлена возможность вынесения постановлений судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью. Расширен перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства в случае, если исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Также дополнен перечень оснований для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из Единого государственного реестра юридических лиц. В Федеральный закон «Об исполнительном производстве» введена ст. 34.1, регламентирующая порядок ведения исполнительного производства группой принудительного исполнения. Теперь решение о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения принимает главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ или старший судебный пристав. Необходимо отметить, что ряд статей Федерального закона направлен на совершенствование розыска должника, его имущества или ребенка. Закон вводит определение «исполнительного розыска», конкретизирует условия и порядок его производства, права и обязанности судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск, а также полномочия главного судебного пристава РФ по определению тактики проведения исполнительно-разыскных действий, организацию проведения которых определяет Минюст России. Во время розыска судебный пристав-исполнитель имеет право: – проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если есть основания полагать, что он и его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске; – осуществлять отождествление личности; – опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы; – осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также их транспортные средства. Федеральный закон ввел ограничения по сумме требований по исполнительным документам для объявления розыска должника или его имущества. Судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества, если сумма требований по исполнительному документу превышает 10 тысяч рублей. Вместе с тем ограничения по сумме не касаются исполнительных документов с требованиями о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Закон внес запрет на арест имущества должника, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает трех тысяч рублей. При этом указанный запрет не применяется к аресту денежных средств и заложенному имуществу, подлежащему взысканию в пользу залогодержателя. Помимо прочего должнику предоставляется право самостоятельно реализовать малоценное имущество, стоимость которого не превышает 30 тысяч рублей, при отсутствии спора о стоимости имущества. Также предусматривается возможность передачи указанного имущества взыскателю в счет погашения задолженности. Федеральным законом установлено, что стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Кроме того, ст. 125 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дополнена нормой, предусматривающей отказ должностными лицами ФССП в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если обжалуются результаты оценки имущества, произведенной оценщиком. По материалам пресс-службы УФССП Материалы по теме